23.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
23.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Тема номера

Аптека — не магазин, а элемент системы здравоохранения

 По своей сути аптека должна быть частью системы здравоохранения, потому что она решает задачи, связанные с охраной здоровья, оказанием лекарственной помощи и обеспечением пациента иным необходимым аптечным ассортиментом (например,, медицинскими изделиями).

Ягудина Роза
Заведующая кафедрой организации лекарственного обеспечения и фармакоэкономики Первого МГМУ имени И.М. Сеченова

Именно аптечный работник зачастую оказывается первым специалистом в белом халате, с которым человек сталкивается при возникновении проблем со здоровьем. Он идет в аптеку, потому что она всегда открыта, всегда доступна, и в ней можно сразу же получить профессиональную консультацию по различным аспектам применения лекарств. А вот быстро попасть к врачу, увы, в сегодняшних реалиях возможно далеко не всегда.

Один из основных современных классификаторов не относит аптеки к системе здравоохранения, поэтому их правовое положение становится двояким. С одной стороны, практически все особенности работы аптечной организации регламентированы законодательством в сфере здравоохранения (ведь от фармацевтического специалиста требуется и обеспечение правильного хранения лекарственных препаратов, и знание клинических аспектов их воздействия на организм и многое другое). С другой стороны, по классификации видов экономической деятельности аптека выведена за пределы здравоохранения.

Данное противоречие отрицательно влияет на фармацевтическую деятельность и потому воспринимается специалистами особенно остро. Не раз и не два слышала от аптечных сотрудников: "Как только обществу от нас что–то нужно, сразу же говорится о социальной ответственности аптеки. Но что делается для того, чтобы сохранить аптеку?"

Сегодняшняя система формирования дохода аптеки вряд ли этому способствует — скорее, наоборот. Такая тенденция возникла еще в девяностые годы, когда в фармацию пришло большое  количество менеджеров из других отраслей, которые начали ставить бизнес–интересы выше социальных задач. В результате деятельность аптек в настоящее время регулируется так, что многие направления, не связанные прямо с реализацией аптечного ассортимента, "остались за бортом". В современных классификациях видов деятельности их просто нет.

Имидж профессий фармацевта и провизора сейчас тоже не таков, каким должен быть. Да, об аптеке вспоминают, когда становится плохо, но кого обвиняют, если нет лекарств? Аптеку и ее сотрудников. Кого винят в том, что лекарственные препараты подорожали? Опять же аптечного работника. А ведь формирование цены происходит на других логистических этапах движения препаратов — до того, как они попадают в аптеку. Но «отвечает» за все… вновь аптечный специалист. Ведь ни фармдистрибутор, ни завод по производству лекарственных средств с пациентом напрямую не общается. Только определенные уполномоченные лица предприятий–производителей взаимодействуют с пациентским сообществом, однако формат такого взаимодействия совершенно иной, нежели в аптеке.

При всем вышеперечисленном аптека вынуждена существовать (а точнее, пытаться выжить) за счет собственного дохода. Если речь идет не о крупной сети, то доход крайне мал. Почему? Потому что конкуренция среди аптечных организаций не просто "зашкаливает" — она искажена по всем своим форматам. Да, здоровая конкуренция необходима, но именно о здоровой конкуренции в области фармации не идет и речи. Когда в одном доме несколько аптек, ни одна из них не сможет работать нормально. Как вы считаете, почему ранее в нашей стране многие годы применялись нормативы по расстоянию между аптеками? И почему подобные нормативы сегодня активно действуют во многих других странах?

Аптека — не магазин, а элемент системы здравоохранения, причем важный. Она должна поддерживать определенный ассортимент лекарственных препаратов. Если человек заболел и идет за лекарством, он не будет обходить все аптеки района — он болен, у него элементарно не хватит на это сил и времени. Кроме того, чтобы лекарство помогло, а не навредило, в аптечной организации должен поддерживаться определенный уровень требований к помещениям, к условиям хранения различных категорий ЛП. И, разумеется, уровень квалификации специалистов — провизоров и фармацевтов. Профессиональное развитие сотрудников — то, на чем нельзя экономить!

Аптечный специалист должен очень хорошо ориентироваться в мире лекарств. Личный формуляр врача — это 60-80 лекарственных препаратов, а личный формуляр фармацевтического работника — это весь аптечный ассортимент. Кроме того, сотруднику аптеки важно знать все те симптомы, при которых можно отпустить препарат пациенту. И все те симптомы, при которых нужно сказать: "Срочно идите к врачу!"

Чтобы это все делать — и делать правильно, нужно иметь хорошую подготовку. Знания не возникают из воздуха! Поэтому аптечный работник должен получать достойное вознаграждение за свой труд, чтобы у него была возможность профессионально совершенствоваться. Приспособлено ли для решения перечисленных задач сегодняшнее регулирование аптечной деятельности?

Если аптека — это объект торговли, тогда нужно отменить все специальные требования к его работе. Но такой подход в корне неверен. Что произойдет с пациентом при подобном функционировании аптеки, и кто в такой ситуации защитит его от последствий неправильного хранения и применения препаратов?

У фармации должно быть много льгот. Аптека должна быть организацией с хорошей финансовой подушкой. Именно для того, чтобы она могла оказывать лекарственную помощь пациенту, а не "продавать лекарства". Это очень важно.

В заключение хотела бы обратить внимание: в прессе прошла информация, что в 2022 году в фармацевтических вузах впервые произошел недобор студентов на бюджетные места. Ситуация обусловлена в том числе и тем, что в практической деятельности не делается особых различий между провизором и фармацевтом. Посмотрите объявления о приеме на работу в аптеки. В них нередко можно прочесть "требуется провизор–фармацевт". До такой степени не разграничены ни должностные функции, ни оплата труда специалистов с высшим и средним профессиональным образованием… Миграция кадров при этом тоже велика. Одни аптеки молниеносно открываются, другие — закрываются так же стремительно. Часть аптечных работников тоже вынуждена часто менять место работы.

Такова реальность, но данную ситуацию нельзя назвать нормальной. Она формирует как у отдельного специалиста, так и у фармации в целом ощущение невостребованности потенциала профессии и ее второстепенности. А это противоречит и самой сути фармацевтической деятельности, и реальным запросам населения.

 

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Б.Н. Башанкаев: аптеке нужен ОКВЭД в сфере здравоохранения
 Мнение специалиста

Об основных задачах взаимодействия с профессиональными объединениями, работающими в области лекарственного обеспечения Комитета Госдумы по охране здоровья,рассказал его председатель Бадма Башанкаев.

Необходима экспертная оценка профильных правовых актов
 Мнение специалиста

Согласно Закону "Об основах охраны здоровья граждан…" фармработники вправе добровольно объединяться в профессиональные некоммерческие организации. Это исключительно необходимо и очень важно: с помощью профессиональных организаций можно решать вопросы, связанные с тем же последипломным обучением специалистов.

Чем может быть полезно аптечное саморегулирование
 Мнение специалиста

Сегодня в нашей стране (согласно данным аналитических агентств) работают более 78 тысяч аптек. Половина этого количества приходится на долю федеральных аптечных сетей.

Как развивался институт фармацевтического саморегулирования
 Мнение специалиста

Первая саморегулируемая организация в фармотрасли возникла 14 лет назад, объявив своей целью борьбу с фальсифицированными медикаментами. Просуществовала она недолго, и результаты ее деятельности сейчас сложно оценить.

Профессиональные объединения усиливают голос каждого
 Мнение специалиста

Как мне кажется, мы привыкли недооценивать роль профсоюзов, пациентских организаций и профессиональных отраслевых ассоциаций, несмотря даже на то, что в их работе есть целый ряд успешных примеров, когда люди, объединенные общей целью, оказывают серьезное влияние на те или иные корректировки нормативно–правовой базы.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban