Аптека — не магазин, а элемент системы здравоохранения
Ягудина Роза
Заведующая кафедрой организации лекарственного обеспечения и фармакоэкономики Первого МГМУ имени И.М. Сеченова
Именно аптечный работник зачастую оказывается первым специалистом в белом халате, с которым человек сталкивается при возникновении проблем со здоровьем. Он идет в аптеку, потому что она всегда открыта, всегда доступна, и в ней можно сразу же получить профессиональную консультацию по различным аспектам применения лекарств. А вот быстро попасть к врачу, увы, в сегодняшних реалиях возможно далеко не всегда.
Один из основных современных классификаторов не относит аптеки к системе здравоохранения, поэтому их правовое положение становится двояким. С одной стороны, практически все особенности работы аптечной организации регламентированы законодательством в сфере здравоохранения (ведь от фармацевтического специалиста требуется и обеспечение правильного хранения лекарственных препаратов, и знание клинических аспектов их воздействия на организм и многое другое). С другой стороны, по классификации видов экономической деятельности аптека выведена за пределы здравоохранения.
Данное противоречие отрицательно влияет на фармацевтическую деятельность и потому воспринимается специалистами особенно остро. Не раз и не два слышала от аптечных сотрудников: "Как только обществу от нас что–то нужно, сразу же говорится о социальной ответственности аптеки. Но что делается для того, чтобы сохранить аптеку?"
Сегодняшняя система формирования дохода аптеки вряд ли этому способствует — скорее, наоборот. Такая тенденция возникла еще в девяностые годы, когда в фармацию пришло большое количество менеджеров из других отраслей, которые начали ставить бизнес–интересы выше социальных задач. В результате деятельность аптек в настоящее время регулируется так, что многие направления, не связанные прямо с реализацией аптечного ассортимента, "остались за бортом". В современных классификациях видов деятельности их просто нет.
Имидж профессий фармацевта и провизора сейчас тоже не таков, каким должен быть. Да, об аптеке вспоминают, когда становится плохо, но кого обвиняют, если нет лекарств? Аптеку и ее сотрудников. Кого винят в том, что лекарственные препараты подорожали? Опять же аптечного работника. А ведь формирование цены происходит на других логистических этапах движения препаратов — до того, как они попадают в аптеку. Но «отвечает» за все… вновь аптечный специалист. Ведь ни фармдистрибутор, ни завод по производству лекарственных средств с пациентом напрямую не общается. Только определенные уполномоченные лица предприятий–производителей взаимодействуют с пациентским сообществом, однако формат такого взаимодействия совершенно иной, нежели в аптеке.
При всем вышеперечисленном аптека вынуждена существовать (а точнее, пытаться выжить) за счет собственного дохода. Если речь идет не о крупной сети, то доход крайне мал. Почему? Потому что конкуренция среди аптечных организаций не просто "зашкаливает" — она искажена по всем своим форматам. Да, здоровая конкуренция необходима, но именно о здоровой конкуренции в области фармации не идет и речи. Когда в одном доме несколько аптек, ни одна из них не сможет работать нормально. Как вы считаете, почему ранее в нашей стране многие годы применялись нормативы по расстоянию между аптеками? И почему подобные нормативы сегодня активно действуют во многих других странах?
Аптека — не магазин, а элемент системы здравоохранения, причем важный. Она должна поддерживать определенный ассортимент лекарственных препаратов. Если человек заболел и идет за лекарством, он не будет обходить все аптеки района — он болен, у него элементарно не хватит на это сил и времени. Кроме того, чтобы лекарство помогло, а не навредило, в аптечной организации должен поддерживаться определенный уровень требований к помещениям, к условиям хранения различных категорий ЛП. И, разумеется, уровень квалификации специалистов — провизоров и фармацевтов. Профессиональное развитие сотрудников — то, на чем нельзя экономить!
Аптечный специалист должен очень хорошо ориентироваться в мире лекарств. Личный формуляр врача — это 60-80 лекарственных препаратов, а личный формуляр фармацевтического работника — это весь аптечный ассортимент. Кроме того, сотруднику аптеки важно знать все те симптомы, при которых можно отпустить препарат пациенту. И все те симптомы, при которых нужно сказать: "Срочно идите к врачу!"
Чтобы это все делать — и делать правильно, нужно иметь хорошую подготовку. Знания не возникают из воздуха! Поэтому аптечный работник должен получать достойное вознаграждение за свой труд, чтобы у него была возможность профессионально совершенствоваться. Приспособлено ли для решения перечисленных задач сегодняшнее регулирование аптечной деятельности?
Если аптека — это объект торговли, тогда нужно отменить все специальные требования к его работе. Но такой подход в корне неверен. Что произойдет с пациентом при подобном функционировании аптеки, и кто в такой ситуации защитит его от последствий неправильного хранения и применения препаратов?
У фармации должно быть много льгот. Аптека должна быть организацией с хорошей финансовой подушкой. Именно для того, чтобы она могла оказывать лекарственную помощь пациенту, а не "продавать лекарства". Это очень важно.
В заключение хотела бы обратить внимание: в прессе прошла информация, что в 2022 году в фармацевтических вузах впервые произошел недобор студентов на бюджетные места. Ситуация обусловлена в том числе и тем, что в практической деятельности не делается особых различий между провизором и фармацевтом. Посмотрите объявления о приеме на работу в аптеки. В них нередко можно прочесть "требуется провизор–фармацевт". До такой степени не разграничены ни должностные функции, ни оплата труда специалистов с высшим и средним профессиональным образованием… Миграция кадров при этом тоже велика. Одни аптеки молниеносно открываются, другие — закрываются так же стремительно. Часть аптечных работников тоже вынуждена часто менять место работы.
Такова реальность, но данную ситуацию нельзя назвать нормальной. Она формирует как у отдельного специалиста, так и у фармации в целом ощущение невостребованности потенциала профессии и ее второстепенности. А это противоречит и самой сути фармацевтической деятельности, и реальным запросам населения.