Аптека оказалась заложницей ошибок во всех звеньях системы
Коваленко Татьяна
Генеральный директор аптечной сети "Фармакон"
На наш взгляд, изначально надо было ввести маркировку в качестве эксперимента с небольшим количеством участников. Отработать недочеты в малой группе, а затем запускать проект повсеместно. Ввод упрощенного режима помог отодвинуть проблемы, но не решить их.
Маркировка усложнила рабочие процессы в аптечной организации, сделала их более трудоемкими и затратными. Во–первых, появились немалые дополнительные расходы — покупка оборудования, перенастройка программного обеспечения… Во–вторых, увеличилось время и приемки, и отпуска лекарственных препаратов. В–третьих, выросла нагрузка на каждого нашего сотрудника. Время и силы специалиста, который должен помочь пациенту и дать ему грамотную консультацию по вопросам применения лекарств, очень и очень ценны. Фармацевтическая помощь должна все-таки быть в приоритете.
Очень много сил и времени отнимают ошибки системы: например, №15 — разагрегация, №22 — КИЗ принадлежит другому участнику, №11 — недопустимый переход в товаропроводящей цепочке. Как справляется с ними аптека? Связываемся с поставщиком, обращаемся в техподдержку "Честного знака". Процесс получается долгим, в результате прием и отпуск таких лекарственных препаратов, к сожалению, затягиваются.
Конечно, упрощенный режим дал время на отладку процессов в системе МДЛП. Однако проблемы ошибок по квитанциям маркировки никуда не ушли. Они продолжаются и остаются явлением весьма частым. Самый большой процент ошибок — среди уже названных: "разагрегация упаковок" и "КИЗ принадлежит другому участнику".
Аптека работает с фармдистрибутором по обратному акцепту, соблюдая абсолютно все схемы процессов маркировки, и при этом является заложницей ошибок во всех предшествующих звеньях "цепи доставки лекарственного препарата". По независящим от нас причинам мы вынуждены нести потери в реализации лекарственных средств. Возможность продолжать оказывать фармацевтическую помощь пациенту оказалась под угрозой из-за несовершенства системы МДЛП.
Процессы медленно отлаживаются, но до бесперебойной работы всей системы еще далеко. В то же время с декабря начинают действовать нормы об административной ответственности за ошибки взаимодействия с системой МДЛП. Мы не можем не выразить беспокойство по вопросу о сроках передачи данных в систему по каналам ОФД. До 5 рабочих дней — иначе штрафные санкции!
Напомню, что срок работы контрольно-кассовой техники в автономном режиме без передачи данных в ОФД составляет 30 дней. Учитывая нестабильность интернет-каналов в удаленных районах и небольших населенных пунктах, не всегда устойчивую работу сайтов ФНС, а также нерабочие и праздничные дни - сроки критически короткие.
И эта краткость грозит тем, что штрафные санкции могут стать постоянными в силу регулярности технических сбоев.
Многие аптеки этого не выдержат — в особенности аптеки небольшие или работающие в маленьких населенных пунктах. Представьте, что произойдет, если ежедневные проблемы электронной системы станут рассматриваться как нарушения? Какой будет сумма штрафов для аптечной организации в течение недели или месяца?
Должны быть конкретизированы виды нарушений, за которые установлены штрафные санкции. Также должен быть разработан механизм взаимной административной ответственности в случае подтвержденных сбоев в работе системы МДЛП. Если аптека продолжит отвечать за чужие ошибки, как можно будет говорить о доступности лекарственной помощи для пациента?
Необходимо отладить все процессы на стороне "Честного знака" и обеспечить бесперебойное функционирование системы. Хотелось бы предложить еще один из вариантов решения: отменить маркировку лекарственных препаратов стоимостью до 50–100 руб. Это предложение провизоров и фармацевтов, специалистов "первого стола". Им приходится сканировать каждую упаковку недорогих лекарственных средств, передавать покупателю-пациенту метровые чеки и тем самым перегружать систему МДЛП.