Еськин Сергей
Директор ООО "Созвездие"
Так же, как и в медицине: у любого лекарства есть лечебный эффект, есть побочный эффект и есть эффект экономический.
Без долгих проволочек и длительных дебатов принято решение. Это плюс. Но у этого решения нет детализации его исполнения, равно как и не предусмотрены все риски. Что лечим (для чего делаем), понятно. А вот побочные эффекты (то, с чем столкнемся) и экономику нам еще предстоит оценить. Но, наверное, в экстремальных условиях это данность. Любое действие лучше, нежели бездействие. Не бесспорно, но это так.
Пока (даже не к сожалению, а как факт) новый сервис ориентирован на крупных игроков. Единичные аптеки не смогут себе позволить создание и развитие таких ресурсов. У них сегодня один выход - интегрироваться к действующим игрокам. И дождаться своего часа, когда новая опция станет доступной для всех участников лекарственного рынка. А это будет.
Сервис по доставке стоит денег. Нужна и его организация, которая тоже стоит денег. А что взамен расходов могла бы получить аптека: увеличение трафика, снижение доходности, увеличение количества бизнес–процессов?
Выгода неочевидна, неочевидны и потери от отсутствия сервиса. Посчитать однозначно пока сложно. Будут выигрывать организации, у которых эта функция является приоритетной и окупаемой, занимая долю 50–70% от объема продаж в целом — при условии, что маржинальность продаж имеющихся объемов покрывает расходную часть и формирует прибыль.
Конечно, когда закончится ситуация с самоизоляцией — начнется разбор всего произошедшего. Уже сейчас в доставке продуктов питания возникают проблемы. Проблемы не только со временем доставки, но и с качеством (что изначально было уже предсказуемо). Несоблюдение требований по температурным режимам, разделению продуктов на разные температурные режимы и мн. др. То же самое мы получим и при массовой доставке медикаментов.
Передача препаратов в дополнительное логистическое звено, которое четко не идентифицировано в текущем законодательстве, будет чревата многими сюжетами. Они появятся на страницах прессы и не только…
Аптека будет отвечать и за качество полученных препаратов, и за организацию их хранения, и за организацию их промежуточной логистики. И за точность восприятия информации о препарате, и за правильность его приема пациентом. Давайте посмотрим: а на какие процессы аптечная организация не влияет совсем, не влияет полностью? Что не под ее контролем?
Отсюда и все будущие (т.е. уже нынешние) риски.
Все очевидно: при внедрении дистанционной торговли удлиняется сам цикл продажи. Если ранее он заканчивался первым шагом покупателя–пациента из аптеки (образно говоря), то сейчас он будет завершаться закрывающейся в квартире дверью. Более длинная "дорога" препарата, разумеется, повлечет за собой дополнительные требования. И дополнительную ответственность.
Детали отпуска, наверное, сейчас могут описать единицы. Но, прежде всего, уже сейчас вся процедура должна быть "прорисована" в бизнес-процессах и отработана с учетом специфики штатной оргструктуры конкретного предприятия. Должны быть созданы СОПы на логистику "последней мили". Должны быть учтены все требования и найдены решения по выбытию лекарственного препарата при вступлении в силу закона по маркировке. Однозначно, что курьер должен быть в штате аптеки. Будет ли он иметь фармацевтическое образование - вопрос для обсуждения. Но относительно нахождения в штате аптеки лично у меня нет сомнений.
На какие рецептурные препараты возможно разрешение сервиса доставки?
Считаю, что пока не будет четкой идентификации рецептурных препаратов с назначением врача, пока не будет выстроена цепочка последовательностей, стоит ограничиться экспериментом с безрецептурными препаратами и прочим ассортиментом.
Главная заповедь — не навреди!
Без дистанционной торговли мы жили и были счастливы. Что мы получим "в плюс", еще непонятно. А риски очевидны, и они на поверхности. Бесконтрольное употребление любых лекарств (а тем более рецептурных) несет более существенные риски, нежели мнимая недоступность препаратов. Или "высокая" степень востребованности услуги по доставке медикаментов.
На мой взгляд, разрешение на дистанционную торговлю не изменит распределения сил на фармацевтическом рынке. В условиях текущей ситуации самоизоляции — да, потребность в доставке лекарств несколько возросла. А на будущее перспектива развития этого направления, скорее, наоборот, получит отрицательную тенденцию.
Законодательно разрешая что–либо, мы должны уже на этапе обсуждения закона предусмотреть все риски. В сегодняшнем случае важным компонентом будет следующее: общение аптеки с пациентом должно происходить только через сотрудника аптеки, который подписывает нужный пакет документов, обусловливающий требования к работе с лекарством и с получаемой в этом процессе информацией. Только так можно ограничить хождение личной информации между двумя субъектами — физическим и юридическим.
Как врач, хоть и бывший, прежде всего ратую за то, чтобы не было бесконтрольного употребления лекарственных препаратов. Это может нанести даже более существенный вред, нежели проблема с фальсификатами.
Как повысить доступность лекарств, не прибегая к дистанционному отпуску?
Самое простое и "недоступное" решение — иметь в наличии нужный ассортимент и адекватный запас, актуальное программное обеспечение автоматизации аптеки (где любой имеющийся в наличии продукт можно без труда найти и отпустить покупателю — отказы по причине "не нашли" порой могут достигать 10% и выше). И, конечно же, профессиональный мотивированный на посетителя специалист. У каждой аптеки есть свой покупатель, потребности которого можно и нужно изучать. Под свою аудиторию надо подстраиваться постоянно и знакомиться с новыми тенденциями, менять свой бизнес и свою команду.
Кроме всего, здесь и сейчас каждой аптеке поможет политика "старых" цен, хотя бы на ходовой ассортимент. Лозунг "мы сохранили цены для Вас" очень ценен для покупателя-пациента. Такие инвестиции в будущее позволят аптеке сохранить и приумножить свою репутацию - это важно, чтобы в следующий раз посетитель пришел за лекарством именно к вам.