22.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
22.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Аптеки более тщательно подходят к управлению ассортиментом

Компания "Гедеон Рихтер" главным образом представлена на рынке рецептурных фармацевтических препаратов.

Пархонина Елена
Заместитель директора, руководитель департамента маркетинга представительства "Гедеон Рихтер" в Москве

По данным IMS, за I полугодие 2017 г. объем рецептурного розничного рынка не упал, а наоборот вырос: в натуральном выражении — на 8%, а в денежном — на 12%. Для сравнения, в 2016 г. рост в натуральном выражении составил 6 и 10%, соответственно. Таким образом, на рынке рецептурных препаратов наблюдается положительная динамика.

При этом меняется состав игроков. Набирают силу компании, которые производят российские дженерические препараты среднего и низкого ценового сегмента. Они демонстрируют активный рост объема продаж в натуральном выражении. Это говорит о том, что потребители действительно "переключаются" с оригинальных дорогостоящих препаратов на МНН–дженерики. Сегодня тренд таков, что более дешевыми аналогами препаратов стали интересоваться в т.ч. и люди со средним доходом. Более того, это стало модно. Таким образом, потребитель демонстрирует свою информированность.

Что касается вопроса о приостановке производства препаратов, мы отметили снижение спроса на упаковки с меньшим количеством таблеток, особенно в кардиологии. Это снижение покрылось увеличением спроса на большие упаковки. Также вырос спрос на трехблистерные упаковки контрацептивных препаратов. Мы скорректировали производство должным образом.

Ведущие терапевтические области, которыми занимается наша компания, — это женское здоровье, неврология и кардиология.

Сегодня наблюдается рост объемов рынка контрацепции. Для нашей компании, как для производителя оральных контрацептивов, эта тенденция чрезвычайно важна. В 2015 г. в этой отрасли наблюдалась отрицательная динамика продаж в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В 2016 г. ситуация кардинально изменилась: рынок контрацепции стал расти — плюс 3%. За I полугодие 2017 г. рост составил плюс 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Ощущение, что женщины начинают больше заботиться о себе, перестают на себе экономить и возвращаются к тренду использования оральной контрацепции.

На рынке кардиологических препаратов наблюдается рост выписки по МНН в сегментах популярных молекул и монотерапии артериальной гипертензии. Кроме того, хорошо развивается ниша инновационных препаратов: розувастатинов, фиксированных комбинаций, появляются новейшие тройные фиксированные комбинации.

Хотела бы отдельно остановиться на нестероидных противовоспалительных препаратах, которые наращивают свои темпы роста, объем продаж увеличился в натуральном выражении на 9%. Интересно, что наряду с ростом продаж дешевых дженериков растет и спрос на добротные оригинальные препараты, среди которых и препарат нашей компании с действующим веществом ацеклофенак. Даже сегодня, когда выбор потребителя во многом зависит от стоимости препарата, компаниям удается найти новые подходы к продвижению уже зрелых брендов и продолжать развивать эти препараты на высоком уровне.

Условия работы на рынке стали более жесткими, конкуренция усилилась. Снизились доходы населения, усложнилась логистическая цепочка. Аптеки более тщательно подходят к управлению ассортиментом, не хотят рисковать, закупая рецептурные новинки. Но отказ от производства продукта — серьезный шаг, поэтому прежде чем его сделать, компании тщательно анализируют все возможные риски. Чаще всего, основная причина — неконкурентоспособность препарата. В этом случае возвращать продукт в производство не имеет смысла.

Специализированные
мероприятия