24.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
24.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Тема номера

Аптеки могут потерять в выручке в краткосрочной перспективе

На мой взгляд, для небольших аптечных сетей и независимых аптек консолидация и сотрудничество с ассоциациями — один из возможных вариантов сохранить и развивать свой бизнес. Однако все зависит от условий, на которых такое сотрудничество основано.

Тиунов Константин
Директор департамента по коммерческим вопросам аптечных сетей "Юнифарма" и "Росаптека"

Для ассоциации это в том числе возможность развивать собственные проекты электронной коммерции, а для ее участников — возможность получать дополнительные выручку и маркетинговые бонусы (и в ряде случаев еще и ассортимент на специальных условиях). Предлагая аптекам такое сотрудничество, ассоциации фактически инвестируют в развитие направления электронной коммерции для аптечных организаций — и, как правило, предлагают лучшие условия, чем агрегаторы, интернет–аптеки или маркетплейсы.

Более десяти лет назад, когда только появлялись первые ассоциации, в основном их роль сводилась к тому, чтобы предоставить аптечным сетям и аптекам доступ к маркетинговым контрактам производителей. Взаимные интересы у аптек и производителей стимулировали появление маркетинговых ассоциаций. Примерно в этот же период стали меняться требования к рекламе и продвижению в аптеках, а значит, интерес производителей к продвижению своего ассортимента непосредственно в аптечных организациях вырос еще сильнее.

С течением времени ассоциации эволюционировали и создавали дополнительные сервисы как для операционного управления, так и для посетителей аптечных организаций. Например, информационные системы и сервисы бизнес–аналитики, логистические функции. Так появилась возможность закупать аптечный ассортимент напрямую у ассоциации — т.е., по сути, первые аптечные маркетплейсы.

Качество управления выросло. В результате выросла и эффективность проектов, а особенности работы аптечных объединений становились более понятными. У некоторых ассоциаций, например, есть глубокая программная интеграция. То есть программный продукт, позволяющий управлять независимыми аптеками — рекомендовать им ассортиментную матрицу, проводить заказ лекарственных препаратов у дистрибутора. Времена, когда ассоциации только косвенно влияли на выполнение планов, а единственной их функцией был доступ к маркетинговому бюджету производителей, прошли.

Сегодня ассоциация должна предоставлять своим участникам целый спектр сервисов, чтобы быть интересной для аптек, которые к ней присоединяются. Но и к самим организациям–участницам требования стали повышаться. Объединения заинтересованы не просто в увеличении своего численного состава за счет всех, кто изъявляет желание. Им важно, чтобы новые участники соответствовали их стандартам.

Если ранее участие могло быть в чем-то даже формальным, то сегодняшнее взаимодействие — более проработанное. Оно базируется как на сервисах, так и на создании продукта: это может быть, например, эксклюзивный товар или УСТМ. Сегодняшнее многополярное сотрудничество достаточно трудно сравнивать с прежними форматами: это эволюционное развитие, которое подстраивается под интересы его участников. И ассоциации, и аптеки хотят чувствовать себя стабильно.

Что касается создания и продвижения аптечной организацией собственной интернет–аптеки — то эти процессы весьма трудоемкие и затратные. Удивительно, но подавляющее большинство собственников бизнеса до сих пор считают, что основа электронной коммерции — создание сайта и приложения. Это не так.

Ключевой основой для электронной коммерции является трафик. Умение его привлечь, сохранить и конвертировать в покупки. Важны и внутренние операционные процессы — изменение логистики, изменение ценообразования и процесса закупки товара и многое другое, что должно быть максимально автоматизировано. Давно говорю о необходимости автоматизации розничного фармбизнеса, а об электронной коммерции без автоматизации говорить и в принципе невозможно. Сделать сайт, приложение, сервисы — огромная технологическая задача. В частности, по созданию обновляемого справочника и каталога, обмена с учетной программой, складом, логистическими компаниями, агрегаторами, программами лояльности...

Также считаю, что сегодня любой аптеке или аптечной сети важно и нужно работать с агрегаторами и маркетплейсами. Если же говорить о росте интернет–аптек и аптечного сегмента на маркетплейсах, то он значителен, однако сдерживается несколькими факторами. Такими, как темпы развития инфраструктуры у каждого участника и отсутствие возможности доставлять рецептурные лекарственные средства. Однако с повсеместным введением электронного рецепта, в процессе автоматизации, при повышении компетенций в данной области такие ограничения пропадут. В крупных городах, где мы уже видим рост и востребованность доставки, в особенности быстрой доставки, — обычные аптеки (без сервиса, без ассортимента, без доставки и бронирования) потеряют в выручке в краткосрочной перспективе.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Б.Н. Башанкаев: аптеке нужен ОКВЭД в сфере здравоохранения
 Мнение специалиста

Об основных задачах взаимодействия с профессиональными объединениями, работающими в области лекарственного обеспечения Комитета Госдумы по охране здоровья,рассказал его председатель Бадма Башанкаев.

Необходима экспертная оценка профильных правовых актов
 Мнение специалиста

Согласно Закону "Об основах охраны здоровья граждан…" фармработники вправе добровольно объединяться в профессиональные некоммерческие организации. Это исключительно необходимо и очень важно: с помощью профессиональных организаций можно решать вопросы, связанные с тем же последипломным обучением специалистов.

Чем может быть полезно аптечное саморегулирование
 Мнение специалиста

Сегодня в нашей стране (согласно данным аналитических агентств) работают более 78 тысяч аптек. Половина этого количества приходится на долю федеральных аптечных сетей.

Как развивался институт фармацевтического саморегулирования
 Мнение специалиста

Первая саморегулируемая организация в фармотрасли возникла 14 лет назад, объявив своей целью борьбу с фальсифицированными медикаментами. Просуществовала она недолго, и результаты ее деятельности сейчас сложно оценить.

Профессиональные объединения усиливают голос каждого
 Мнение специалиста

Как мне кажется, мы привыкли недооценивать роль профсоюзов, пациентских организаций и профессиональных отраслевых ассоциаций, несмотря даже на то, что в их работе есть целый ряд успешных примеров, когда люди, объединенные общей целью, оказывают серьезное влияние на те или иные корректировки нормативно–правовой базы.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban