Аптеки выступают сервисной службой для производителя
В рамках первой сессии обсуждался вопрос объединения аптечных сетей. Модераторами выступил Дмитрий Кряжев, издатель и главный редактор, Vademecum и Александр Кузин, коммерческий директор ООО "Ригла". Владимир Кинцурашвили, генеральный директор A.v.e Group привел пример классической сделки-слияния — покупку его компанией известной сети аптек "36.6". Андрей Гусев, генеральный директор АС "А5" рассказал о бизнес-модели своей компании, основным приоритетом в развитии которой сейчас является органический рост и активное движение в регионы. Генеральный директор АС "Ладушка" Александр Шалунов подробно остановился на причинах трех знаковых слияний прошлого года, затронувших сети "36.6", "Первая помощь" и "Озерки". По его словам, эти слияния стали весьма закономерными событиями. Александр Шалунов также отметил, что на рынке наблюдается высокий уровень недоверия, что мешает сотрудничеству разных игроков рынка на пути объединения. « Интеграция происходит тогда, когда одни уже не могут зарабатывать, а другие не хотят работать в этом бизнесе», — так высказался о причинах объединения аптечных сетей Николай Шаврин, совладелец сети "Аптека-Таймер".
Юрий Гайсинский, генеральный директор "Нижегородской аптечной сети" затронул вопрос влияния интеграции сетей на дистрибуторов и производителей. Юрий согласился со своим коллегой Андреем Гусевым, что эффективным путем развития может стать движение в регионы. Далее участники дискуссии обсудили границы между «этичной» и «неэтичной» конкуренцией. Вопрос «а есть ли кризис» вызвал бурное обсуждение у аудитории. Большинство спикеров сошлось на мнении, что в отрасли наблюдается стабильный рост и нет никаких признаков кризиса. Но Алексей Батулин, генеральный директор сети "Здоровые люди" выразил несогласие с коллегами, отметив, что «если крупные аптечные сети говорят, что у них прирост, то, значит, будет кризис».
Вертикально-интегрированные холдинги стали главной темой для обсуждения в рамках второй сессии, модераторами которой выступили Виталий Смердов, генеральный директор компании «Сотекс» и Алексей Молчанов, совладелец DSTech. По мнению Вадима Музяева, президента ОАО «Протек», основная цель создания холдингов — диверсификация бизнеса и управление рисками. Дмитрий Сокол, председатель совета директоров компании «Здравсервис», прокомментировал ситуацию следующим образом: «Если такие рентабельные интегрированные холдинги существуют, то, значит, рынку это нужно». «За вертикально-интегрированными холдингами будущее», — к такому выводу пришел Александр Семенов, генеральный директор, «Первая помощь». Далее модераторы дали возможность делегатам задать вопросы спикерам и обсудить интересующие их вопросы.
В ходе третьей сессии представители малых аптечных сетей попытались ответить на вопрос, как максимизировать выручку при небольшом количественном охвате. Евгений Нагдаев, совладелец предприятия "Медиал" акцентировал внимание на том, что « в первую очередь при выборе подхода управления сетью надо исходить из того, чтобы решать социальные задачи. "Если мы будем успешно справляться с ними, то потребитель нас никогда не отставит", — заметил он. Также он отметил важность наличия квалифицированного персонала в аптеках. Герман Князев, генеральный директор "ПИК-НН" выразил мнение, что слияние для малых аптечных сетей в некоторых случаях может быть выгодным. Позже спикерам и делегатам было предложено обсудить, какие преимущества дает аптечный союз и какие аптеки можно отнести к дискаунтерам. «Тот, кто быстрее и профессиональнее сможет освоить малые сети, тот и завладеет фармритейлом в России», — к такому выводу по итогам третьей сессии пришел Дмитрий Кряжев.
Четвертая сессия была посвящена обсуждению взаимоотношений между сетями и производителями. Евгения Ламина, директор департамента маркетинга и рекламы ООО "Ригла" подчеркнула, что аптечные сети и производители находятся «по одну сторону баррикад». «Мы не во многом отличаемся от производителя», — отметила Евгения. — «Нам также нужен доходный ассортимент, нужно, чтобы производителю было интересно приходить к нам». «Роль аптек заключается в снабжении клиента информацией при выдаче лекарственных средств, а также возможности продвижения препаратов», отметил Иван Бланарик, генеральный директор компании "Берингер Ингельхайм". По мнению Темура Шекая, совладельца A.v.e Group, «аптечные сети немного переоценивают свое значение в общении с производителями. Аптеки лишь помогают донести товар до потребителя, фактически выступая сервисной службой для производителя». Об идеальной аптечной сети, сочетающей в себе объем, управляемость и прозрачность данных, рассказал Александр Кондратьев, управляющий партнер аптечной сети "АСНА" и заметил, чтоаптечные сети на данный момент меняются, ищут возможности быть боле эффективными.
Участники и спикеры Конгресса сошлись во мнении, что мероприятие получилось очень живым и предоставило неограниченные возможности для открытого обмена мнениями. Также делегаты отметили действительно сильный состав аудитории. Переход к давно зарекомендовавшему себя формату открытых дискуссий вместо более привычных выступлений с презентациями получил большое количество положительных откликов.
Компания infor-media Russia и издательский дом FF Media благодарят всех участников и партнеров мероприятия!