Аптеки выходят на онлайн–рынок
Ситуация с распространением коронавируса изменила розничный фармацевтический рынок. 1 апреля 2020 г. был принят закон об онлайн–торговле лекарственными препаратами. Дистанционно смогут торговать аптеки, которые имеют лицензию не менее одного года; более 10 точек продаж на территории РФ; сайт, где можно выбрать способ оплаты; систему электронных или мобильных платежей; собственную (или договорную) курьерскую службу с технологиями термоперевозки. В сложившейся ситуации для аптек и аптечных сетей особенно актуальным становится вопрос о создании и развитии веб-сервисов по торговле лекарственными средствами через интернет.
В ходе вебинара ведущие эксперты компании Picom, занимающейся разработкой и продвижением сайтов и интернет–сервисов, рассказали, как аптекам выйти на онлайн–рынок, как в кризисном 2020 г. занять и увеличить свою долю на этом рынке.
По данным, которые привел Тимур Хисамутдинов, специалист по интернет–маркетингу, в 2019 г. потребители выкупили через интернет лекарств и других товаров аптечного ассортимента на сумму 83 млрд руб. Это в два раза больше, чем рынок онлайн–доставки продуктов питания (45 млрд руб.). Средний чек в онлайн–торговле лекарствами в 4 раза выше, чем в офлайне: 1640 и 380 руб. соответственно.
Как отметил специалист, в I квартале 2020 г. почти все аптечные сети существенно вложились в интернет–рекламу. Рост на контекстную и таргетированную рекламу составил 66%, а в связи с пандемией расходы на рекламу в марте этого года почти утроились и выросли на 182%. К тому же аптечные сети в период режима самоизоляции активно вкладывались в имиджевое продвижение, рассчитанное на узнавание своего бренда.
Аналитики прогнозируют, что в 2020 г. в России ожидается стагнация рынка лекарственных препаратов; увеличится доля онлайн-продаж препаратов до 15%; производители продолжат активно вкладывать средства в интернет-маркетинг; на розничный фармрынок придут непрофильные игроки (например, Сбербанк, Почта России), хотя к ним еще велика доля недоверия; определенную долю рынка займут маркетплейсы (Ozon, Wildberries ), а на рынке по доставке лекарств свою долю пирога постараются, по выражению Т. Хисамутдинова, отжать крупнейшие логисты. Не стоит забывать и таком факте, как снижение платежеспособности населения.
Представитель компании рекомендует аптекам, желающим увеличить долю продаж, в т.ч. онлайн, внимательнее присмотреться к своим сайтам, проанализировать, насколько они удобны для посетителей и совершения покупок, насколько адаптивны для разного вида мобильных устройств.
"Удобство пользования — один из залогов повышения конверсии сайта. Один из важных элементов — карточка товара на сайте, которая должна содержать удобное для восприятия описание товара, хорошие фото, шрифт. Нужно позаботиться о качественном контенте", — пояснил Т. Хисамутдинов. Сам процесс поиска товара на сайте аптеки должен быть простым, ведь не всегда пользователи набирают название препарата целиком или правильно. У посетителей сайта должна быть возможность искать нужный им препарат не только по названию, но и по действующему веществу, производителю, подбирать похожие лекарства разных ценовых категорий, переходить из карточки препарата к его аналогам. В этом пользователям могут помочь и сайты–агрегаторы по поиску и заказу ЛС.
Важный канал привлечения интернет–трафика — SEO–продвижение. Это работа, которая стимулирует поисковые роботы Google и Яндекса показывать сайт в поисковой выдаче и показывать его в верхних строках. Специалист подчеркнул, что также важна безопасность сайта, доступность для сканирования поисковыми системами, скорость загрузки страниц, правильные целевые ключевые слова, оптимизация сайта для мобильных устройств, оптимизированный контент, структурированные данные, обратные ссылки.
Еще один важный канал привлечения трафика — интернет–реклама. Сайт также может быть дополнен внутренним информационным порталом для публикации новостей фармацевтического рынка, размещения познавательных статей и полезных советов.