АРФП: Кто компенсирует потери из–за "криптохвоста"?!
Он подчеркнул, что до конца эксперимента осталось всего полтора года. Сейчас в системе зарегистрированы около 10 тысяч участников, хотя предполагается, что в программе должны участвовать порядка 350 тысяч. Активно принимают участие в проекте всего около 60 компаний. И до сих пор нет необходимых нормативных документов. Все это дает право сомневаться, что система заработает в полную силу в намеченный срок.
Напомним, что маркировка всех лекарственных препаратов, выпускаемых в оборот, становится обязательной с 1 января 2020 г. При полном охвате лекарственных препаратов система будет отслеживать свыше 6,5 млрд. упаковок ежегодно и охватит до 1000 производителей, до 2500 оптовых организаций, до 350 000 медицинских организаций и аптечных пунктов выдачи.
При этом, Виктор Дмитриев отметил, что новая технология обходится фармпроизводитлям в колоссальные суммы. Так, эксперт привел в пример компанию "ПОЛИСАН", которая потратила порядка 2,5 млн евро на оснащение производственных линий оборудованием для маркировки. Изначально предполагалось, что на это будет затрачено около 1,5 млн евро. Кроме того, в ходе эксперимента выяснилось, что производительность линии падает, а количество брака возрастает. Во время тестирования оборудования количество брака находится на отметке 3–4%, что в 2 раза больше обычных показателей. При увеличении скорости до обычной рабочей, с выпуском до 200 пачек в минуту, процент неликвида возрастает до 50. Между тем, всю технологию производства необходимо кардинально изменить, отмечают специалисты компании. Так, если пачка ранее было высотой 12 мм, то теперь, при необходимости нанесения маркировки с криптокодом, высота пачки должна быть не менее 20 мм. Не каждый вид картона выдерживает качественное нанесение такого количества знаков. Возникают проблемы с агрегацией кода и автоматической погрузкой — все это отражается на материальной составляющей.
Компания "Такеда" в рамках проекта уже выпустила три пилотные серии препарата "Актовегин" общим количеством более 40 тыс. упаковок с нанесением специального 2D–кода. На закупку оборудования было затрачено порядка 210 млн руб., но оно не поддерживает "криптохвост" и теперь, по словам представителей компании, они вынуждены увеличить статью расходов и докупать необходимое оборудование. А, кто им возместит понесенные убытки — не ясно.
Здесь, нужно подчеркнуть еще один важный момент, обратил внимание собравшихся, Виктор Дмитриев. После появления Положения №791, по которому информационная система по маркировке перешла от Федеральной налоговой службы к дочерней компании Центра развития перспективных технологий "Оператору ЦРПТ", который является частной компанией, у юристов возникли вопросы: каким образом не государственная структура будет заниматься социальным проектом и сколько она сможет в итоге заработать на этом денег. "Математика проста: предполагается что, стоимость 1 сгенерированного кода будет 50 коп., учитывая количество выпускаемых упаковок, не трудно сосчитать, что на кону около 3 млрд. руб. в год. А если ЦРПТ обанкротится, что будет дальше?" — удивляется эксперт. "Кроме того, существуют санкционные риски. ЦРПТ — это компания, где одним из акционеров является структура Алишера Усманова, который уже находится под санкциями. Может возникнуть ситуация, когда зарубежным фармпроизводителям, которые поставляют нам лекарства, запретят любые финансовые операции с ЦРПТ. Речь идет о компаниях, поставляющих жизненно–важные препараты. Запрет скажется, в первую очередь, на потребностях пациентов" — отметил генеральный директор АРФП.
Бизнес настаивает, что сейчас, для исправления сложившейся ситуации нужно "отрубить криптохвост", сделать программу бесплатной и определить ответственность ЦРПТ за сбои в системе.