21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Баллы сейчас на вес золота

Проблема с образовательными баллами может сильно ударить по тем, кто работает в мелкой аптечной рознице в регионах.

Ватутина Елена
Генеральный директор фармацевтического центра "Знание"

Думаю, оценивать результаты перехода на систему НМФО еще рано. Как минимум, должна пройти первая "пятилетка", чтобы можно было сделать конкретные выводы. Однако, как и во внедрении всего нового, сложности есть, и они очевидны. Так, например, уровень информированности о новой системе крайне низок. Причем это касается не только провизоров, их работодателей, но и самих вузов.

У нас был такой случай: выходим на партнерство с одним из региональных вузов, обсуждаем интеграцию его программ НМФО 36 час. на наш ресурс, и вдруг выясняется, что программы… не аккредитованы в совете НМО. Более того, вуз даже не знает, как это сделать и что это обязательное требование к данным программам.

Вуз считает, что если образование происходит "непрерывно", то это уже и есть НМО. Очевидно, что те аптеки, кто проходит такое "НМФО", через пять лет ждет неприятный сюрприз.

Еще одна проблема — это очевидная рассогласованность действий среди тех, кто это НМФО должен внедрять и популяризировать. Пояснений пока мало, сложности операционных вопросов не регламентируются и затягиваются, открытый диалог всех заинтересованных сторон не налажен. Уверена, что это проблемы не глобальные, а всего лишь сложности на этапе становления новой системы.

Увы, но баллы сейчас на вес золота. За весь период действия новой системы всеми провайдерами вместе взятыми было проведено всего 27 онлайн– и офлайн–мероприятий по нашей специальности, из которых дистанционный формат, когда никуда ехать не надо, — всего 4. Что это в масштабе страны?! Ничего! Спрос на образовательные кредиты явно превышает предложение мероприятий. Этого бы не было, если бы операционные процессы работали как часы.

Ехать за получением необходимых баллов в другой город далеко не всем по карману, и такие затраты делают аптеку еще более уязвимой в нынешнем конкурентном окружении. И первые в такой ситуации пострадают небольшие аптечные предприятия в регионах.

По моему мнению, технологически на сайте edu.rosminzdrav.ru все сделано удобно. Однако этого на сегодняшний день недостаточно! Информированность у аудитории невысокая, многие боятся просто регистрироваться и завести личный кабинет, а между участниками НМФО до сих пор не налажены необходимые взаимодействия, чтобы процесс непрерывного образования был простым для аудитории.

Традиционно все мероприятия оцениваются комиссией по принципу «длительность мероприятия в часах» = «вес мероприятия в образовательных кредитах», т.е. мероприятие длительностью два часа может быть аккредитовано на два образовательных кредита. Пока не идут в расчет сложность тематики, уровень спикеров, сложность тестирования. Хотя, думаю, это уже трехмерная система оценки мероприятия. С двухмерной бы сначала разобраться…

Сейчас, к сожалению, даже подача мероприятия за 10 недель на аккредитацию, именитые спикеры, животрепещущая тема — все это не гарантия того, что ты не окажешься в ситуации, когда в день мероприятия его программа все еще находится на рецензировании без какой-либо обратной связи.

Такая обстановка складывается из–за нескольких факторов: перегруженность совета НМО заявками, отсутствие договорных отношений совета НМО с рецензентами, а значит отсутствие влияния на них, отсутствие регламентов рассмотрения заявок, отсутствие финансовой поддержки на развитие данной системы со стороны провайдеров и других участников рынка — это все те сложности, которые озвучивают представители регулятора. Отсутствие ответственности за соблюдение сроков со стороны участников процесса — прямой путь в никуда: часть персонала, устав от головной боли по поводу образовательных кредитов, просто "вымоются" с рынка и сменят профессию. А с персоналом в аптеках и так дела не совсем гладко — спрос выше предложения. Как вы думаете, что будет с небольшими сетями в регионах, которые и без этого чувствуют себя крайне уязвимыми?! Они просто закроются, и их точки просто заберут под себя федералы, которые будут решать кадровый вопрос не через провизоров, а через "консультантов торгового зала".

Между тем, я против бесконтрольного процесса аккредитации мероприятий. Отсутствие регуляции чревато так же, как и дефицит. Но затягивая с решениями, все мы должны помнить, что можем потерять все результаты развития аптечного рынка из-за маленького заградительного барьера, вернее, из–за того, что при переходе от одной системы к другой не были выстроены операционные процессы.

Даже несмотря на все перечисленные сложности, и провизоры, и руководство аптек пока очень активно вовлекаются в обучение (по темам для них актуально все, что касается управления и экономики фармации и фармтехнологии). Особенно, когда дело касается дистанционных форматов участия. У таких форматов значительное преимущество, ведь не надо никуда ехать, не надо отвлекать персонал от рабочего процесса. Компьютером уже никого не удивить, даже фармацевта в глубинке, смартфоны также доступны на каждом шагу.

Могу сказать, что в нашей практике случаи, когда руководитель препятствовал образованию сотрудников, единичны. В основном именно руководители подталкивают, контролируют и поощряют персонал за результаты обучения.

Так, одна из аптечных сетей использует нашу программу лояльности как индикатор вовлеченности своих сотрудников в образовательный процесс. Они регулярно запрашивают у нас обратную связь, кто из их сотрудников проходит обучающие мероприятия или смотрит видеозаписи, как сдают тестирования, и затем привязывают результаты у нас к общей системе мотивации в компании.

Дистанционный формат, который мы поддерживаем, позволяет обучать сотрудников без отрыва от работы. Благо, все технические средства для этого есть — компьютеры, смартфоны. Со своей стороны, мы ввели модуль, который позволяет нескольким пользователям участвовать с одного устройства, при этом контролировать активность каждого и верифицировать, что именно этот конкретный пользователь находится у экрана. Это наше ноу–хау и то, что поможет сделать образование, в т.ч. и по системе НМФО, доступным и удобным для всех.

В чем действительно есть проблема, так это в недостатке информации о новой системе у аудитории. Буквально вчера мы провели очередной открытый вебинар, где рассказывали слушателям об обучении по системе НМФО… И каждый раз сталкиваемся с одними и теми же вопросами: сколько баллов необходимо набрать, где взять те самые программы 36 часов, которые традиционно проводятся на базе вузов, в чем разница между НМО–36 и НМО–14… В популяризации новой системы требуются усилия всего профессионального сообщества, и чем больше все мы будем говорить о нововведениях, тем лучше.

Специализированные
мероприятия