23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Без сканирования аптека не сможет продать лекарство

Маркировка — это двухмерный QR–код, нанесенный на вторичную (потребительскую) упаковку лекарственного препарата.

Горбунов Виктор
Заместитель генерального директора по информационным технологиям ЦВ "Протек"

Маркировка потребительских и групповых упаковок значительно различается. Наиболее распространенная для аптек групповая упаковка — заводской короб.

На начальном этапе маркировка охватит более 60 наименований лекарственных препаратов, в т.ч. 10 торговых наименований препаратов для лечения высокозатратных заболеваний и более 30 лекарственных средств из перечня ЖНВЛП. Все препараты, выпущенные или ввезенные на территорию РФ с 1 января 2019 г., должны быть промаркированы, при этом оборот препаратов выпущенных до этого дня, будет возможен до истечения их срока годности.

Сложностей с маркировкой и ее считыванием не возникнет. В аптеки лекарственные препараты с маркировкой будут, как и сейчас, поступать в количествах, заказываемых у дистрибутора. И чаще всего это не заводские короба, а упаковки. Для приема заводского короба достаточно зарегистрировать 1 код короба, прием по отдельным упаковкам потребует 100% сканирования каждой упаковки.

При этом опасаться случайного повторного сканирования не стоит, каждый код уникален и может быть учтен только 1 раз. Если упаковка будет пропущена — программа приема подскажет, что количество упаковок конкретного наименования препарата не сходится с указанным ранее и надо повторить процедуру. Пропущенную при приеме упаковку нельзя будет продать — ее заблокирует кассовый аппарат.

Что касается затрат на маркировку со стороны дистрибутора, то итоги можно будет подвести после завершения эксперимента по внедрению маркировки. Дистрибуторы должны будут установить сканеры — примерно такие же, как в аптеке. Далее многое будет зависеть от построения процессов работы дистрибуторов с аптеками и требований регулятора, которые приобретут окончательные формулировки по завершении эксперимента.

Разумеется, разработка программного обеспечения также требует дополнительных затрат, но напрямую распределить их, чтобы понять, каким образом изменится стоимость препаратов, сложно, все зависит от объемов товара. Мы не прогнозируем на данный момент заметного для потребителя изменения стоимости.

Введение в практику маркировки позволит обеспечить в автоматизированном режиме защиту рынка от недоброкачественных и контрафактных препаратов и дать возможность каждому покупателю проверить легальность купленных лекарств с помощью смартфона или общедоступного сканера в аптеке.

Можно ли назвать негативным влиянием то, что за относительно короткий промежуток времени необходимо будет перестроиться всем участникам рынка? Наверное, нет. Перестроить свою работу должны абсолютно все звенья фармацевтического рынка — только в этом случае будет получен ожидаемый эффект. Проект достаточно сложный, но реализуемый.

Специализированные
мероприятия