27.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
27.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Большинство доступных ЖНВЛП исчезает с рынка

В состав группы компаний "Биотэк" входят два крупных фармацевтических предприятия — это ОАО "Биосинтез" и ОАО "Марбиофарм", которые на сегодняшний день выпускают свыше 250 наименований лекарственных средств.

Левицкий Григорий
Первый вице-президент, коммерческий директор ГК "Биотэк"

В структуре производственного портфеля ОАО "Биосинтез" около 70% препаратов входит в перечень ЖНЛВП, в портфеле ОАО "Марбиофарм" эта цифра приближается к 30%.

Большая часть препаратов из перечня ЖНВЛП, производимых нашими заводами, находится в ценовом сегменте до 50 руб. И на сегодняшний день как сами препараты в этом ценовом сегменте, так и большое количество отечественных производителей дешевых препаратов уже ушли с рынка — остались только производители с более дорогими препаратами. Производители, у которых себестоимость выше зарегистрированной цены, просто выкинуты с рынка.

И нельзя сказать, что это происходит по причине неконкурентоспособности производства, проблем с качеством таких препаратов или невостребованности — наоборот, в модернизацию производства и приведению к требованиям российских и международных стандартов GMP на ОАО "Биосинтез" и ОАО "Марбиофарм" были инвестированы огромные средства. Мы знаем, что препараты в ценовом сегменте до 50 руб., особенно учитывая экономическую ситуацию в стране, очень востребованы как в лечебных учреждениях, так и среди населения!

Такая ситуация сложилась в результате чрезмерного административного регулирования — на препараты, зарегистрированные до 2013 г. (валютная нестабильность), регулятор не дает возможности увеличить цену регистрации, несмотря на увеличение себестоимости производства, в результате чего производство таких препаратов становится убыточным. При этом в Госреестре у разных производителей на один и тот же препарат с одинаковой формой выпуска (одно МНН) разные фиксированные цены. То есть те, у кого зафиксирована более высокая цена регистрации, обладают возможностью маневра в границах рентабельности.

В результате на данный момент почти 50 препаратов из перечня ЖНВЛП в нижнем ценовом сегменте были сняты с производства. Рынок уже испытывает дефицит этих продуктов, а на восстановление производства данных препаратов уйдет не менее полугода. О какой стратегии импортозамещения можно говорить, если российские фармпроизводители фактически работают на выживание и направляют все средства предприятия на покрытие убытков? На какие средства в таком случае возможно разрабатывать и выводить на рынок новые препараты?

Проблема влечет за собой целую цепочку, поскольку оптовые и розничные продавцы в условиях ограниченных надбавок заинтересованы в работе с наиболее дорогими препаратами, а недостаток прибыли компенсируют за счет увеличения наценок на другие препараты, что ложится дополнительной нагрузкой на потребителя.

Например, аптеки устанавливают наценку на каждое лекарство в отдельности. Розничная наценка на препараты из перечня ЖНВЛП в ценовом сегменте до 50 руб. в среднем по стране составляет 20–30% от цены. А на препараты стоимостью 50–500 руб. наценка может достигать от 20 до 50%. То есть в любом случае рознице выгоднее продавать лекарства за 500 руб., а не за 15. При этом обработка препаратов — печать ценника, занесение в базу — стоит одинаково на препараты всех ценовых категорий. В итоге на один препарат наценка составляет пару рублей, а на другие — в десятки, а то и сотни раз выше! Так почему не сделать единую наценку на упаковку? В таком случае аптеки не будут считать для себя обременительной продажу препаратов в более низком ценовом сегменте, а у потребителя появится возможность выбора лекарства по средствам.

Что касается способа регулирования цен на препараты, входящие в список ЖНВЛП, наиболее предпочтительный вариант — перевести регистрацию цен на препараты стоимостью до 50 руб. в заявительный характер. Второй вариант — это выровнять цены на препараты, цена на регистрацию которых ниже себестоимости, до зарегистрированных цен других производителей.

Только уменьшение административного регулирования создаст условия для свободной конкуренции и выхода на рынок новых препаратов отечественного производства.

Специализированные
мероприятия