Бояться надо не больших расходов, а небольших доходов
Беспалов Николай
Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma
Вначале сыграли свою роль запреты на работу торговых центров — и тогда автоматически закрылись аптеки, расположенные в данных зданиях. Ведь поток посетителей стал практически нулевым… А вызванный пандемией экономический кризис не мог не сказаться на доходах населения. Далее произошла "цепная реакция": снижение доходов привело к падению спроса даже на самое необходимое (включая еду и лекарства). Такое положение дел стало дополнительным фактором для приостановления работы и аптечных организаций, и ряда предприятий в других отраслях.
К счастью, уже к концу 2020–го бóльшая часть закрывшихся аптек смогла открыться вновь. Во многих случаях освободившиеся места заняли другие аптечные организации. Хотел бы привести некоторые данные: по состоянию на 1 января 2020 г. (то есть еще до пандемии и вызванного ею кризиса) общее количество аптек в нашей стране составляло 68 855. Через год, на 1 января 2021 г., аптек было уже 67 393. Еще через полгода, на 1 июля 2021 г. — их уже 68 874 (немногим больше, чем до ковида). А на 1 января года нынешнего был установлен исторический рекорд — 71 851 аптека.
В целом фармацевтический сектор относительно спокойно прошел сложный период, связанный с COVID–19. Но нельзя не отметить, что сейчас есть и другие факторы, которые, очевидно, будут ограничивать возможности дальнейшего роста количества аптек, а могут привести и к сокращению их числа.
Если рассматривать вопрос с точки зрения рентабельности, то основные расходные статьи для любой аптеки — это арендная плата и зарплата сотрудников. Далее следуют все остальные параметры. Понятно, что точные размеры тех или иных платежей варьируются в зависимости от региона, местоположения, формата и т.д. Переменных факторов очень много. К тому же, рентабельность аптеки зависит не только от величины расходов. Вспоминается фраза, уже ставшая "крылатой", — "бояться надо не больших расходов, а небольших доходов".
В условиях, когда аптека имеет возможность зарабатывать бэк–маржу, она может функционировать вполне эффективно и без серьезного сокращения расходных статей (хотя понятно, что в любом случае расходы статьи нужно контролировать и относиться к ним рационально). А вот периодически анонсируемые попытки ограничения бэк–маржи очень опасны, и последствия таких решений могут быть для рентабельности аптечной деятельности очень серьезными.
На мой взгляд, в крупных, густонаселенных районах необходимость дополнительных мер по поддержке аптечных организаций не столь высока. Как показывает практика, отрасль очень неплохо адаптируется к изменяющимся условиям и продолжает развиваться. А вот для отдельных районов с низкой плотностью населения (и, как следствие, с недостаточным количеством аптечных учреждений) такие меры поддержки исключительно необходимы. Они могут быть самыми разными: в отношении налоговых льгот, в плане льгот и субсидий на аренду и т.д. Проблема в том, что "в общем и целом" данным вопросам уделяется крайне мало внимания — в лучшем случае отдельные инициативы существуют на региональном уровне и глобально картину не меняют.
В заключение хотел бы отметить: сегодня проблемы лекарственного обеспечения и доступности фармацевтической помощи находятся не только в масштабах аптечной деятельности. Значительная проблематика находится в рамках производственной деятельности, тотальных изменений в системе логистики и условиях доставки — не только для готовых препаратов, но и для фармацевтических субстанций, вспомогательных веществ, упаковочных материалов… Если эти вопросы будут решены успешно и на этапе производства и доставки лекарств будет все в порядке, глобально переживать за лекарственное обеспечение не придется. Для остального требуется единая государственная стратегия развития фармацевтического ритейла, в т.ч. в отношении возможного введения ограничительных и стимулирующих мер.