Бюджет должен работать на сбережение народа, а не наоборот
Хочу отметить, что правительству страны за последние 5 лет удалось добиться роста продолжительности жизни населения на 2,5 года (с 70,2 до 72,7 лет).
Улумбекова Гузель
Руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением, д.м.н.
Это было сделано за счет программ в здравоохранении и реализации мер по антитабачной и антиалкогольной политике. Тем более это значимый результат, что его удалось добиться в условиях, когда (за этот же период) государственные расходы сократились на 18% в постоянных ценах. Но сегодня резервы системы здравоохранения по снижению смертности исчерпаны...
Важно, что принят и будет реализовываться национальный проект "Здравоохранение". Однако существенное увеличение расходов на лекарства в нем предусмотрено только для онкологических заболеваний. А без увеличения доступности препаратов для лечения болезней системы кровообращения, инфекционных заболеваний, лечения детей и подростков нам рывка в увеличении продолжительности жизни к 2024 г. до 78 лет не сделать. Поэтому откладывать эти решения нельзя.
Почему именно лекарства — и почему за государственный счет? Во-первых, таблетка — это основной инструмент врача. На примере развитых стран доказано, что благодаря расширению объемов лекарственной терапии в амбулаторных условиях существенно снизилась смертность от болезней системы кровообращения, от злокачественных новообразований, от инфекций.
Во-вторых, в России государство в амбулаторных условиях тратит на лекарства в 2,5 раза меньше средств, чем в «новых» странах Евросоюза, близких к нам по уровню экономического развития (Чехия, Польша и др.). Вдобавок, у нас эти средства идут только на категории населения, имеющие специальные льготы, а у них — на всех, кто нуждается. Кстати, в названных странах сегодня продолжительность жизни — как раз 78 лет.
В-третьих, в амбулаторном секторе личные расходы населения на лекарства в нашей стране составляют более 80% от всех расходов, а в «новых» странах ЕС — 60%. В результате в России расходы на лекарства ложатся серьезным бременем на бюджет семей. Тем более в условиях стагнации реальных доходов населения.
Сколько надо денег дополнительно на программы лекарственного обеспечения и где их взять? Дополнительно к 233 млрд руб., которое сегодня тратит наше государство из бюджетов всех уровней, необходимо еще 350 млрд руб. ежегодно. Это как раз в 2,5 раза больше, чем сегодня. Эти средства должны пойти дополнительно на лекарственное обеспечение тех граждан, кто сегодня не имеет льгот, но которым врач выписал лекарство.
Касательно государственных расходов, то основным источником средств должен стать федеральный бюджет: бюджеты большинства регионов сегодня дефицитны. Тем более что в 2018 г. профицит федерального бюджета — около 2 трлн руб. Все-таки бюджет должен работать на сбережение народа, а не наоборот. Если решение будет принято с 2020 г., оно сохранит десятки тысяч жизней наших граждан до 2030 г. и окажет существенный положительный эффект на настроения людей.