24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Целый спектр проблем связан с доставкой лекарств из Европы

Мы сейчас находимся в ситуации, когда вследствие санкций, колебания курса рубля и возникших логистических трудностей российская фармотрасль трансформируется.

Иванова Настасья
Директор ООО "Интер–С Групп"

Отечественная фарма еще десять лет назад взяла курс на импортозамещение и достигла впечатляющих успехов, поэтому нынешняя вынужденная трансформация проходит относительно безболезненно. И в текущей ситуации налаживание производства российских аналогов оригинальных импортных препаратов, а также комплектующих для медицинской техники будет идти ускоренными темпами.

Хороший пример: после введения санкций из аптек пропал препарат "левотироксин натрия" (гормон щитовидной железы) из списка ЖНВЛП, но не прошло и полутора месяцев, как в Новосибирске было налажено его производство. Тем не менее, есть и иные примеры: предельно низкая цена, установленная на некоторые важнейшие препараты, вынуждает производителей приостанавливать или прекращать их выпуск из–за невысокой и даже отрицательной рентабельности. Однако в ассортименте нашей дистрибуторской компании в связи с достаточными запасами изменений не происходило. Конечно, мы не исключаем корректировку портфеля продуктов в дальнейшем.

Пик дефицита медикаментов, вызванный ажиотажным спросом, уже пройден. Эксперты говорили о временном отсутствии в аптеках более 80 различных популярных брендов (антидепрессантов, противовоспалительных, гастроэнтерологических, противосудорожных препаратов). Это неудивительно, учитывая, что реализация некоторых лекарств одномоментно выросла в 10 раз. К середине апреля спрос начал падать, а со стабилизацией рубля начали снижаться и цены на лекарства. Но к прежним досанкционным значениям они уже не вернутся. И риск дефицита дорогостоящих препаратов и лекарств, не имеющих дженериков, по-прежнему остается.

Нарушение устоявшихся логистических цепочек становится по–настоящему серьезной проблемой. Это касается как поставок лекарств на территорию России дистрибуторами, так и поставок фармсубстанций на заводы производителей. Тем не менее, ни один производитель АФИ до сих пор не заявил об их прекращении.

Основные трудности в логистике связаны с поставками из Европы. Они обусловлены ужесточением европейского контроля экспортных грузов, следующих в Россию, а также запретом российским и белорусским транспортным компаниям на ведение перевозок и возникшей необходимостью использовать таможенные склады на границе для смены тягачей. Все это приводит к огромным очередям, увеличению времени транзита, повышению стоимости транспортировки, что и держит цены на лекарства на высоком уровне. Кроме того, есть сложности со страхованием грузов, идущих в нашу страну, и даже с поиском свободных машин.

Ситуация оказалась настолько нестабильной, что сегодня ни один эксперт не решается на долгосрочные прогнозы в отношении цен или доступности конкретных лекарств. Многие компании реализуют препараты из ранее созданных запасов, а пополнение их — вопрос времени, поскольку фармацевтика не включена в санкционные списки. Однако в связи с удорожанием логистических расходов, трудностями с поставками, приостановкой деятельности некоторых предприятий и курсовыми колебаниями можно с большой долей вероятности предположить, что фармдистрибуторы будут вынуждены пересмотреть свой портфель продуктов в сторону сокращения ассортимента. И это повлияет на доступность лекарственных средств для конечного покупателя–пациента.

Вместе с тем меры, принимаемые Правительством РФ (например, предоставление тарифных преференций для товаров, применяемых в производстве фармпродукции, возможное разрешение параллельного импорта), потенциально позволят уменьшить последствия от названных негативных факторов. Следует отметить, что одновременно субсидируются проведение клинических исследований и разработка аналогов инновационных препаратов, ускорились и стали проще процедуры регистрации лекарств, в фармотрасль направляется дополнительное государственное финансирование, авансируется программа ОМС. Благодаря этому производители лекарств могут планировать объемы выпуска и реализации, а дистрибуторы — оптимизировать текущий запас. Вместе с тем участникам фармрынка запрещается приостанавливать поставки без предварительного уведомления не позднее, чем за шесть месяцев. Во избежание дефицита временно разрешены поставки медикаментов в иностранной упаковке с этикеткой на русском языке, а система маркировки позволяет контролировать оборот лекарств и видеть «слабые места».

Регулятор усиливает и контролирующую функцию. В числе наиболее интересных инициатив — отчеты производителей и дистрибуторов перед Росздравнадзором о каждой серии медицинского изделия, мониторинг ввода медизделий в гражданский оборот, а также оптимизация системы федерального реестра медорганизаций. В рамках данной процедуры каждое лечебное учреждение обязано оперативно передавать сведения по оборудованию, наличию медизделий и расходного оборудования. В целом, проверка обращения лекарств и медизделий стала более эффективной.

Трендами ближайшего времени, на наш взгляд, станут:

  • усиление роли государства в регулировании отрасли и увеличение финансовой поддержки;
  • наращивание отечественных производственных мощностей;
  • переориентация транспортных потоков.

На фоне прекращения авиасообщения с Европой и огромного количества сложностей при пересечении границ наземным транспортом повысится влияние азиатских рынков. Чтобы обеспечить доступность лекарств, сократить время транзита и уменьшить издержки, нам необходимо прорабатывать альтернативные маршруты и рассмотреть возможности поставок препаратов-аналогов от иных производителей. В первую очередь — от производителей отечественных.

Специализированные
мероприятия