Ценообразование должно помогать развитию отрасли
Дмитриев Виктор
Генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП)
А здесь сегодня есть три проблемы: ценообразование, маркировка, единый фармрынок ЕАЭС. Но это проблемы не в значении английского слова problems (то, что решить невозможно или весьма затруднительно), а, скорее, в значении другого английского слова — issue. То, что решается.
Почему назвал единый фармрынок ЕАЭС? С одной стороны, у стран–участниц Союза много общих вопросов в области лекарственного обращения: ценовое регулирование, патентная защита, и т.д., и т.п. С другой стороны, каким образом все это будет реализовано в едином союзном пространстве? Как понять, какой подход предпочтителен? Ведь, как правило, суть кроется в мелочах...
Маркировка же сегодня не работает так, как она должна работать. Это признают абсолютно все. Потеряно целеполагание. Целью была борьба с фальсификатом, но об этом уже никто не вспоминает. И борьбы против подделки лекарственных средств мы здесь уже не видим. Зато видим многочисленные "организационные сложности". Из–за того, что система работает нестабильно, различные сбои и удорожание препаратов превратились в постоянные процессы.
Ценообразование... К сожалению, сегодня оно навряд ли нацелено на развитие фармацевтической промышленности. Например, действующие механизмы формирования и регулирования цен препятствуют одной из главных задач программы "Фарма–2030" — развитию экспортного направления.
Выход на другие рынки всегда связан с каким–то конкурентным преимуществом. Если речь о дженериках, то таким преимуществом может быть низкая цена. Но как только наши предприятия начинают экспорт с ценой препарата ниже, чем на территории нашей страны, ФАС обязывает их снизить ценник до зарубежного уровня. Поэтому производители выходить на зарубежные рынки не стремятся. В результате экспорт не развивается. Такой вот простой пример.