Опрос по телефону в ежедневном режиме людей от 18 лет и старше показал, что за 2 года ковид превратился в неотъемлемую часть нашей жизни. Маски, куар–коды, сведение к минимуму контактов, работа из дома вынудили изменить поведение и начать жить в новых условиях.
"Мы привыкли к ковиду. Кажется, по–другому и не было. Но в Москве уже отменяют ограничения", — отметил К. Родин. На вопрос, есть ли сейчас опасения (весна текущего года), что вы сами или ваши близкие могут заболеть ковидом, 41% подтвердили, что боятся. Спикер напомнил, что пик опасений пришелся на весну 2020 г., когда никто не понимал, что это за болезнь, к каким последствиям может привести, когда люди запаниковали, скупая крупу, туалетную бумагу и проч. товары. Начиналось все с бравады перед болезнью, но позже она сменилась настоящими опасениями после смертельных случаев среди близких и незнакомых. Наступил новый этап — адаптация.
В 2021 г. боялись заболеть 60% респондентов. По мнению социолога, сегодня многие из традиционных страхов россиян, связанных не только с пандемией, уходят на второй план, на первый вышел страх конфликта с другими странами. "Сегодняшние события переключили фокус внимания", — сказал К. Родин. На вопрос, считаете ли вы, что российские власти принимают достаточные или недостаточные меры по предотвращению распространения ковида, 60% ответили, что достаточные, 17% — недостаточные, 16% назвали их избыточными, 7% не смогли ответить или ничего не знают о предпринятых мерах.
На вопрос, вы привыкли к жизни в ситуации эпидемии, 61% соотечественников ответил "да" (из них 23% — полностью, 38% — скорее да, чем нет). На вопрос, какие изменения в вашу жизнь внесла пандемия ковида, 78% ответили, что негативные, и именно основной раздражитель — масочный режим — отметили 20%, плохое качество медицины — 16% (хотя, надо отметить, что в целом российская система здравоохранения прошла тест на прочность), отмену массовых мероприятий плохо восприняли 13%, на одном из последних мест — с 2% разделение людей на вакцинированных и непривитых.
48% увидели положительные изменения. Лидирует ответ "больше времени провожу с семьей" (5%), далее удаленная работа (4%), онлайн–возможности и услуги (3%), "стали заниматься своим здоровьем" (2%).
Спикер подчеркнул, что одним из итогов адаптации стала приверженность работе на удаленке. "У человека всегда была мечта лежать под пальмой и одновременно заниматься там работой. Сначала с трудом переводили работников на удаленку, — теперь наоборот, с трудом их возвращают на работу", — охарактеризовал ситуацию представитель ВЦИОМ.
На вопрос, какие навыки и умения вы освоили за последние два года, 44% в целом научились чему–то новому. Из них носить маски и СИЗы научились 6%, повысили компьютерную грамотность — 4%, мыть правильно руки — 3%, покупать через интернет и работать удаленно — по 3%, заботиться о здоровье, пересмотрели ценности и взгляды, увлеклись домашним спортом — по 2%, никаких навыков не приобрели — 5%, затруднился ответить — 51%.
На просьбу указать, что из приобретенного за время пандемии хотелось бы оставить на каждый день, по 8% ответили, что удаленную работу, онлайн–обучение и покупки, 5% — бережное отношение к своему здоровью, 4% — социальную дистанцию. А вот из того, что было в "доковидной" жизни и не хватает сейчас, 19% отметили свободу передвижений, путешествия, открытые границы, 10% — возможность ходить без масок и живое общение.
Комментируя результаты опроса, К. Родин пояснил, что от европейца русский человек отличается рефлексией, способностью задавать вопросы, а не сразу выполнять приказы властей. Этим, по его мнению, и объясняется встреча в штыки первых ковидных ограничений в стране, когда дело чуть не дошло до массовых митингов. А еще был упущен момент, когда подняли голову так называемые антиваксеры (наших, как и европейских, порядка 13% населения), хотя Россия всегда была на первом месте с точки зрения вакцинации, этот вопрос не обсуждался в обществе.
"Вакцинация стала предметом политических баталий, перешла в разряд позиции, что чиновники что–то хотят навязать. Если есть риск умереть от заболевания, иди, сделай прививку, — но нет. "Назло маме отморожу уши", — лучше аналогии не привести. Я не врач, у меня нет оснований не доверять, толькоприслушиваться к специалистам. Жизнь не дала нам время на полную обкатку вакцины, но не ждать же, когда пройдет 3–4 года и население значительно сократится", — резюмировал представитель ВЦИОМ.