Представляем результаты опроса, проведенного с 20 ноября по 11 декабря профессиональным сообществом "Фарма РФ". Портал представил мнение аптечных специалистов на предложенные инициативы.
Нужна ли пациенту "фармацевтическая услуга"?
В поддержку инициатив НацФармПалаты (далее — Палата) высказались 440 участников, однако число специалистов, не доверяющих выдвинутым предложениям, также очень велико — 175 человек (а еще 16 респондентов заметили, что не понимают, что положительного в сформулированных объединением поправках).
Среди тех, кто отнесся к идеям Палаты отрицательно, многие обратили внимание на стремление ввести понятие "фармацевтическая услуга".
- "Нет услуги, есть квалифицированная фармацевтическая помощь".
- "Повысить престиж профессии согласна, а вот ввести понятие "фармацевтическая услуга" — нет".
- "Фармацевтическое консультирование, а не услуга".
- "Нельзя вводить понятие "фармацевтическая услуга". От понятия медицинской услуги врачи уже не знают, как избавиться. О каком приближении к системе здравоохранения в данном случае может идти речь?"
Отметим также, что недавно в Госдуму был внесен законопроект об упразднении понятия "медицинская услуга" и замене его более точным термином "медицинская помощь". Когда речь идет о действиях по спасению жизни больного, можно ли называть их услугой или сервисом?
Любое начинание могут перечеркнуть перегрузки
Наиболее важными инициативами Палаты респонденты назвали повышение престижа профессии провизора (32%), приближение фармации к системе здравоохранения (24%), рост заработной платы (14%), пересмотр профстандартов и образовательных стандартов (9%). Еще около 18% участников анкетирования отметили, что ничего значимого в выдвинутых предложениях они не видят и пояснили свою точку зрения следующим образом.
- "В условиях дефицита сотрудников и высоких нагрузок эта мера будет бесполезной".
- "Единственная цель этой инициативы — взвалить на сотрудников аптек, и без того перегруженных, еще больше функций за те же деньги".
- "На аптечного работника и так надлежащая аптечная практика навесила работу клинического фармаколога. Куда уже больше?"
- "На это уйдет немыслимое количество времени и средств. Престиж профессии восстановить возможно только при государственном подходе в целом".
Десять в одном: какие функции уже совмещает провизор?
Следующим пунктом в анкете был вопрос о "добавочных" задачах провизора, а точнее, о готовности специалистов с высшим фармацевтическим образованием расширить круг своих обязанностей и "дообучиться" для этого. Такую готовность выразили 63% респондентов, 22% сообщили о ее отсутствии, еще 15% затруднились ответить.
Аптечные работники также уточнили, какие дополнительные обязанности они могли бы выполнять (при ответе на этот вопрос можно было выбрать несколько вариантов ответа одновременно): 15% согласны измерять посетителям давление, 12% — уровень сахара в крови, 11% — температуру тела.
Были отмечены и медицинские функции: 14% готовы продлевать рецепты, 13% — оформлять лекарственные назначения, еще 5% — вести вакцинопрофилактику. 15% могли бы оформлять информационные витрины или стенды, помогающие находящимся в очереди посетителям ориентироваться в аптечном ассортименте.
Примерно каждый восьмой участник (13%) не хотел бы делать ничего из вышеперечисленного. Обоснования были, например, такими: "В данный момент совмещаю обязанности "первостольника", заведующей аптечным пунктом и маркировщика. На обед не закрыться, едим на ходу. Не хочу еще каких–то обязанностей в дополнение к тем, что имею". Или такими: "Провизор сейчас выполняет очень много функций. Он и за кадрового специалиста, и за фотографа, и за маркетолога, и за уборщицу, и за психолога, который убеждает посетителей точно соблюдать предписания врача. А еще преподаватель для новых сотрудников, бухгалтер, объясняющий начисление зарплаты, оказание первой помощи и охрана при открытой выкладке".
Важная задача аптеки — диалог с медорганизациями
Отвечая на вопрос, какими могут быть новые компетенции, фармацевты и провизоры внесли ряд собственных предложений. Приведем некоторые из них.
"Измерение температуры, давления, уровня сахара в крови не требует дополнительного обучения и доступно любому фармацевтическому работнику, независимо от того, среднее или высшее специальное образование он получил. А вот чтобы не отправлять обратно в поликлинику больного с ошибкой в оформлении рецепта, сотрудник аптеки мог бы переоформлять лекарственные назначения по согласованию с медучреждениями".
"Аптека может вести информирование медицинских работников, взаимодействие с медицинскими организациями". В советскую эпоху данная функция была для аптеки обязательной, и такой опыт очень ценен.
"Задача фармработника — донесение необходимой информации до врачей и участие в сезонных консилиумах. Быть связующим звеном между больницей и аптекой и относиться к системе здравоохранения".
14-часовая смена и исторический опыт
К расширению должностных функций и повышению ответственности 15% опрошенных готовы без специальных условий, 42% — только если такой шаг приведет к подъему зарплаты, 12% — при отсутствии роста нагрузки, еще 12% — если внедрение инициативы Палаты не будет грозить новыми штрафами. 17% респондентов не готовы к предложенным коррективам ни при каких обстоятельствах.
Пояснения были следующими:
- "Смены в аптеках по 14 часов, рабочий график – два через два. О каких дополнительных функциях говорить?"
- "В аптеке сумасшедшие нагрузки на специалистов: работаем по 14 часов и по одному человеку в смену. Разбор товара, выкладка, уборка помещений, полок, консультация, вся документация… Приходишь домой и валишься с ног. Сожалею, что выбрала профессию провизора".
- "Добавление функций возможно только при национализации аптек", т.е. при полном исключении коммерческой составляющей.
Функциональность советских аптечных учреждений действительно была очень широкой и включала в себя взаимодействие не только с медорганизациями и населением, но и с местными органами здравоохранения для разработки и решения различных вопросов в сфере лекарственной помощи. Согласно положению о центральной районной аптеке 1976 г., в число задач главной аптеки района входило даже содействие внедрению новых лекарств.
"Пешком добраться до Луны мы оба одинаково не можем…"
Участникам исследования предложили ответить и на такой вопрос: "Согласны ли вы с тем, что для выполнения поставленных задач нужно уравнять в правах и возможностях одиночные аптеки и аптечные сети"?
Свыше трех четвертей опрошенных (76%) ответили положительно, почти каждый пятый (19%) — отрицательно. Около 4% усомнились в реалистичности подобных предложений: "а как собираются уравнивать, разве это выполнимо?", "возможности не уравнять, а права формально и так у всех одинаковы", "мы и так в равных правах, но в разных возможностях".
Поддержать аптеку во имя здоровья нации
Интересны пояснения фармспециалистов по острому вопросу о "паритете" между гигантами фармрынка и небольшими единичными аптеками.
- "Аптеки, как и вся система здравоохранения, должны регулироваться государством и служить для сохранения здоровья нации".
- "Говоря о праве, сначала нужно определиться с формально несуществующим субъектом права — аптечными сетями".
- "Надо не уравнивать, а делать разделение на категории (как и было ранее) и уже потом смотреть, какой категории аптечных организаций что реализовывать и какие дополнительные задачи выполнять".
- "Запретить маркетинговые договоры, запретить навязывание СТМ и БАДов, проводить проверки сетей так же, как контрольные мероприятия в одиночных аптеках (в настоящее время, по многим сведениям, сетевые точки почти не проверяют), принимать на работу только специалистов? Это убьет аптечные сети, поэтому вряд ли допустят такую ситуацию. Скорее разорят и закроют одиночные аптеки…"
Только в 2020 году, по информации аналитиков RNC Pharma, в нашей стране прекратила свою работу каждая пятая независимая аптека (что в абсолютных цифрах составило свыше четырех тысяч аптечных учреждений). А представленные осенью на Аптечном саммите данные DSM Group за 2019-2022 гг. позволяют предположить, что тенденция к сокращению «небольших» форматов продолжилась и в последующие годы.
"Каждому необходимы свои возможности и преимущества, например, в части налогообложения". Вопрос о налоговых льготах для классических единичных аптек и малых аптечных сетей действительно обсуждается не первый год. И эта мера была бы исключительно полезна. Как и возвращение аптеки в систему здравоохранения, в пользу которого высказались многие участники анкетирования.