07.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024 18+
07.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024
// Фармрынок // Государственное регулирование

Что год грядущий нам готовит?

Главные фигуры фармацевтического бизнеса в России подвели итоги ушедшего года и сделали прогноз ситуации в 2018–м.

Основными мыслями стали пациентоориентированность и создание единой национальной лекарственной политики. И все это — в рамках XIII Международной конференции "Фармацевтический бизнес в России: перспективный сценарий развития фармацевтического рынка на 2018 год".

Доклады ведомств рисуют позитивную картину: в России улучшаются результаты, увеличивается производство, смертность снизилась с 12,9 до 12,4. Как говорила министр здравоохранения, это прекрасно, потому что теперь мы перешли с 11–го места с конца на 13–е место с конца, уверенно обогнав Сомали и Чад. Но Нигера мы еще не достигли, что печально. Аналитика должна строиться на честном и откровенном анализе того, что происходило.

Год назад министерская конференция стран ОЭСР решила, что делать в ближайшие года, обозначив ключевые моменты любой реформы системы здравоохранения:

  • подход, основанный на ценности;
  • понимание системы здравоохранения как важнейшей макроэкономической структуры;
  •  закрытие зоны неэффективности и выбор того, что лучше всего соответствует интересам пациента;
  • инновационность как инструмент снижения неэффективности и повышения макроэкономической привлекательности системы здравоохранения;
  • формирование системы, в которой работа здравоохранения и других ведомств нацелена на интересы пациента.

Эти тренды будут и в 2018 г. Мнение пациента было включено в систему как важнейший критерий оценки здравоохранения.

Доступность лекарственных препаратов крайне мала. В сегменте редких заболеваний из 310 молекул, доступных в Европе, 17 доступны нашим больным. Из 10 топ-селлеров зарегистрированы 9, но вопрос их доступности пока остается непонятным. Только 10% населения покрывается в амбулаторном сегменте. Это дополнительные вызовы российской системе здравоохранения.

Вызов 2018 г. — рассогласованные действия ведомств. Административное ценовое давление со стороны ФАС, активность по взаимозаменяемости — это противоречит ориентации на пациента и персонификации. Есть стремление к упрощению рынка, где тонко выстраиваются нюансы отношений. Это перпендикулярно пациентоориентированности, персонификации. Это опасная ситуация. Если мы и дальше будем двигаться по пути упрощения нашего рынка, то в конце останется единственный способ — лечиться народными средствами.

Нет единой цели, нет единого регулятора. Появляются инициативы, и каждый утверждает, что теперь ситуация улучшится. "Не надо никаких улучшений — дайте три года пожить в стабильной ситуации", — такую фразу вспомнил Виктор Дмитриев, генеральный директор Ассоциации Российских фармпроизводителей.

Что нужно для решения этих проблем? Четкое позиционирование приоритетов, поиск источников финансирования повышенного объема гарантий и переход к концепции "4П", где ключевое слово — персонализация. Преференции по субстанции, "третий лишний", система маркировки — это нуждается в глубокой оценке влияния на рынок.

"В этом году мы сформируем свои представления, как должна выглядеть система здравоохранения в целом и система лекарственного обеспечения в частности, чего мы хотим достичь. Будем искать пути достижения, учитывая все действия каждого отдельного ведомства, и начнем задавать интегрированную пациентоцентричную систему, которая позволит нам обогнать не только Нигер, но и приблизиться к европейским странам по уровню смертности", — надеется Лариса Попович, директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ.

Цифровое здравоохранение, пациентские регистры, данные реального времени — это то, что помогает оценить расходы в здравоохранении и увеличить прозрачность рынка. Если последняя будет на высоком уровне, тогда не нужно будет выдумывать системы сверхконтроля. Фармацевтический рынок должен прозрачно регулироваться с системой балласта и противовесов. Есть патентная защита оригинальных препаратов — должны быть дженерики, которые обеспечат доступность. Только так он сможет процветать.

Также перед внедрением инициатив надо изучать все практики, в т.ч. ошибочные. Необходимо научиться моделировать на 5–10 лет вперед: чем обернется та или иная инициатива. Только потом внедрять, учитывая интересы всех игроков.

"Хочу, чтобы 2018 г. и дальше были под современными лозунгами цифровой медицины, пациентских регистров, четкого понимания и ценностного подхода", — таковы пожелания Наиры Адамян, генерального директора группы компаний Санофи в Евразии.

Олег Астафуров, управляющий партнер по развитию бизнеса, "Фармасинтез", выделил четкий тренд последних 20 лет: государство продолжает настойчиво и последовательно брать под контроль фармрынок.

15 млн населения, по оценкам, страдает бронхиальной астмой. В регистре находится не более полутора миллионов. 70% лекарственного рынка финансируется населением. Что они потребляют — говорите об этом. Так считает Юрий Литвищенко, председатель комитета АЕБ по здравоохранению и фармацевтике, генеральный директор «Кьези Фармасьютикалс», повторяя одну из основных мыслей заседания: "Давайте вместе сотрудничать и развивать рынок на благо пациентов".

СТРАНА С ИДЕАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Наира Адамян: "Я не могу сказать, что есть такая страна, откуда бы я хотела скопировать систему здравоохранения. Но мы не пионеры, в этой ситуации у нас плюс — мы можем с каждого взять лучшие практики".

Лариса Попович: "Нам придется искать свою собственную модель. Но мы можем использовать уроки других стран. Самое главное — честный экспертный анализ без приукрашивания ситуации". Также она отметила, что в разных странах вопросы ценового регулирования решаются постепенно, и ищутся те варианты, которые не повредят, прежде всего, пациенту и одновременно не отпугнут рынок. Потому что нет других вариантов, кроме как стимулировать поступление на рынок инновационных препаратов, находя способы компенсировать интересы производителей.

ДОПИНГ ДЛЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ

Преференции сравнивают с допингом, которые будут стимулировать российских производителей субстанции. Но, как отмечают в Минпромторге, это меры временные, это бонус тем компаниям, которые инвестируют, — бонус за риск. Это парниковые условия, в мире никто таких преференций делать не будет.

Анна Ярвиц, старший вице–президент, глава кластера Teva Россия и Евразия и генеральный директор Teva Россия: "Компании часто, начиная на национальных рынках, выходят на международные. Национальные рынки зачастую создают благоприятные условия для своих компаний. У этого должен быть определенный срок и контекст. Если это понимание есть, то в таком случае существует база для добросовестной конкуренции. Я считаю, что присутствие и развитие на российском рынке иностранных производителей создает эту самую базу для российский производителей".

Минпромторг: "Мы стремимся временно ввести определенные преференции для работы как иностранных локализующихся производителей, так и для российских, потому что основная наша цель — создание компетенции мирового уровня".

Как итог заседания, были озвучены основные положения, которые Минпромторг России собирается учесть при разработке стратегии "Фарма–2030". Будут включены блоки:

  • по персонифицированной медицине;
  • по биоклеточным технологиям;
  • по тем вещам, которые точечно связаны с реализацией мер поддержки, которые нужны широким слоям населения;
  • также будет включена ориентация на экспорт и на телемедицинские технологии.

Проект появится к лету. Обещается, что будут интегрированы предложения всех заинтересованных участников в этой стратегии.

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024
   
Статьи подрубрики государственное регулирование:
Маркировка БАД помогла обелению отрасли

Одним из главных событий осени 2024 года стала серия уточнений в регулировании маркировки медизделий, БАД и иного нелекарственного ассортимента аптеки. Нововведения вызвали целый ряд вопросов у фармацевтов и провизоров. О некоторых особенностях развития системы мониторинга товародвижения рассказывает Егор Жаворонков, руководитель товарной группы «Фарма» Центра развития перспективных технологий.

Как изменится статус аптек с новым ОКВЭД?

Вопрос пересмотра кода ОКВЭД в аптечном секторе обсуждается давно: для аптек возвращение статуса учреждения здравоохранения — важный вопрос и с профессиональной, и с финансовой точки зрения. Регулирование фармрозницы стало более фрагментарным и ситуативным — ее обязанности нормируются лицензионными требованиями, а права отсутствуют.

Правовые вызовы для рынка: все преодолимо

Нынешнюю геополитическую ситуацию стабильной не назовешь, однако у отечественного фармрынка получается не просто к ней приспосабливаться, но и искать новые пути развития, особенно в части выпуска препаратов и экспорта в дружественные страны.

Трудное возрождение производственных аптек

С развитием персонализированной медицины возобновление работы производственных аптек — необходимая мера. Исключительно они могут обеспечить подходящими препаратами тех пациентов, кому не подойдут обычные составы и дозировки.

Тепличные условия фарме не нужны

Программа "Фарма-2020" успешно реализована, что признается всеми участниками рынка, наступила очередь решения задач, поставленных Стратегией "Фарма-2030". Представители регуляторных органов и бизнеса обсудили меры государственной поддержки фармотрасли и проблемы защиты интеллектуальной собственности.

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024