Основными мыслями стали пациентоориентированность и создание единой национальной лекарственной политики. И все это — в рамках XIII Международной конференции "Фармацевтический бизнес в России: перспективный сценарий развития фармацевтического рынка на 2018 год".
Доклады ведомств рисуют позитивную картину: в России улучшаются результаты, увеличивается производство, смертность снизилась с 12,9 до 12,4. Как говорила министр здравоохранения, это прекрасно, потому что теперь мы перешли с 11–го места с конца на 13–е место с конца, уверенно обогнав Сомали и Чад. Но Нигера мы еще не достигли, что печально. Аналитика должна строиться на честном и откровенном анализе того, что происходило.
Год назад министерская конференция стран ОЭСР решила, что делать в ближайшие года, обозначив ключевые моменты любой реформы системы здравоохранения:
- подход, основанный на ценности;
- понимание системы здравоохранения как важнейшей макроэкономической структуры;
- закрытие зоны неэффективности и выбор того, что лучше всего соответствует интересам пациента;
- инновационность как инструмент снижения неэффективности и повышения макроэкономической привлекательности системы здравоохранения;
- формирование системы, в которой работа здравоохранения и других ведомств нацелена на интересы пациента.
Эти тренды будут и в 2018 г. Мнение пациента было включено в систему как важнейший критерий оценки здравоохранения.
Доступность лекарственных препаратов крайне мала. В сегменте редких заболеваний из 310 молекул, доступных в Европе, 17 доступны нашим больным. Из 10 топ-селлеров зарегистрированы 9, но вопрос их доступности пока остается непонятным. Только 10% населения покрывается в амбулаторном сегменте. Это дополнительные вызовы российской системе здравоохранения.
Вызов 2018 г. — рассогласованные действия ведомств. Административное ценовое давление со стороны ФАС, активность по взаимозаменяемости — это противоречит ориентации на пациента и персонификации. Есть стремление к упрощению рынка, где тонко выстраиваются нюансы отношений. Это перпендикулярно пациентоориентированности, персонификации. Это опасная ситуация. Если мы и дальше будем двигаться по пути упрощения нашего рынка, то в конце останется единственный способ — лечиться народными средствами.
Нет единой цели, нет единого регулятора. Появляются инициативы, и каждый утверждает, что теперь ситуация улучшится. "Не надо никаких улучшений — дайте три года пожить в стабильной ситуации", — такую фразу вспомнил Виктор Дмитриев, генеральный директор Ассоциации Российских фармпроизводителей.
Что нужно для решения этих проблем? Четкое позиционирование приоритетов, поиск источников финансирования повышенного объема гарантий и переход к концепции "4П", где ключевое слово — персонализация. Преференции по субстанции, "третий лишний", система маркировки — это нуждается в глубокой оценке влияния на рынок.
"В этом году мы сформируем свои представления, как должна выглядеть система здравоохранения в целом и система лекарственного обеспечения в частности, чего мы хотим достичь. Будем искать пути достижения, учитывая все действия каждого отдельного ведомства, и начнем задавать интегрированную пациентоцентричную систему, которая позволит нам обогнать не только Нигер, но и приблизиться к европейским странам по уровню смертности", — надеется Лариса Попович, директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ.
Цифровое здравоохранение, пациентские регистры, данные реального времени — это то, что помогает оценить расходы в здравоохранении и увеличить прозрачность рынка. Если последняя будет на высоком уровне, тогда не нужно будет выдумывать системы сверхконтроля. Фармацевтический рынок должен прозрачно регулироваться с системой балласта и противовесов. Есть патентная защита оригинальных препаратов — должны быть дженерики, которые обеспечат доступность. Только так он сможет процветать.
Также перед внедрением инициатив надо изучать все практики, в т.ч. ошибочные. Необходимо научиться моделировать на 5–10 лет вперед: чем обернется та или иная инициатива. Только потом внедрять, учитывая интересы всех игроков.
"Хочу, чтобы 2018 г. и дальше были под современными лозунгами цифровой медицины, пациентских регистров, четкого понимания и ценностного подхода", — таковы пожелания Наиры Адамян, генерального директора группы компаний Санофи в Евразии.
Олег Астафуров, управляющий партнер по развитию бизнеса, "Фармасинтез", выделил четкий тренд последних 20 лет: государство продолжает настойчиво и последовательно брать под контроль фармрынок.
15 млн населения, по оценкам, страдает бронхиальной астмой. В регистре находится не более полутора миллионов. 70% лекарственного рынка финансируется населением. Что они потребляют — говорите об этом. Так считает Юрий Литвищенко, председатель комитета АЕБ по здравоохранению и фармацевтике, генеральный директор «Кьези Фармасьютикалс», повторяя одну из основных мыслей заседания: "Давайте вместе сотрудничать и развивать рынок на благо пациентов".
СТРАНА С ИДЕАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Наира Адамян: "Я не могу сказать, что есть такая страна, откуда бы я хотела скопировать систему здравоохранения. Но мы не пионеры, в этой ситуации у нас плюс — мы можем с каждого взять лучшие практики".
Лариса Попович: "Нам придется искать свою собственную модель. Но мы можем использовать уроки других стран. Самое главное — честный экспертный анализ без приукрашивания ситуации". Также она отметила, что в разных странах вопросы ценового регулирования решаются постепенно, и ищутся те варианты, которые не повредят, прежде всего, пациенту и одновременно не отпугнут рынок. Потому что нет других вариантов, кроме как стимулировать поступление на рынок инновационных препаратов, находя способы компенсировать интересы производителей.
ДОПИНГ ДЛЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ
Преференции сравнивают с допингом, которые будут стимулировать российских производителей субстанции. Но, как отмечают в Минпромторге, это меры временные, это бонус тем компаниям, которые инвестируют, — бонус за риск. Это парниковые условия, в мире никто таких преференций делать не будет.
Анна Ярвиц, старший вице–президент, глава кластера Teva Россия и Евразия и генеральный директор Teva Россия: "Компании часто, начиная на национальных рынках, выходят на международные. Национальные рынки зачастую создают благоприятные условия для своих компаний. У этого должен быть определенный срок и контекст. Если это понимание есть, то в таком случае существует база для добросовестной конкуренции. Я считаю, что присутствие и развитие на российском рынке иностранных производителей создает эту самую базу для российский производителей".
Минпромторг: "Мы стремимся временно ввести определенные преференции для работы как иностранных локализующихся производителей, так и для российских, потому что основная наша цель — создание компетенции мирового уровня".
Как итог заседания, были озвучены основные положения, которые Минпромторг России собирается учесть при разработке стратегии "Фарма–2030". Будут включены блоки:
- по персонифицированной медицине;
- по биоклеточным технологиям;
- по тем вещам, которые точечно связаны с реализацией мер поддержки, которые нужны широким слоям населения;
- также будет включена ориентация на экспорт и на телемедицинские технологии.
Проект появится к лету. Обещается, что будут интегрированы предложения всех заинтересованных участников в этой стратегии.