26.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
26.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Тема номера

Что влияет на продажу лекарственных средств онлайн?

Аудитория онлайн–заказов лекарств в середине этого года сократилась. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к данным нашего исследования HealthIndex "Исследование поведения конечных потребителей" за II квартал 2021 г.

Шамиль Ахметзянов
Менеджер по маркетингу подразделения Healthcare компании Ipsos в России

По результатам новой волны этого исследования мы отмечаем один из важных внешних факторов, связанных с сегментом e–commerce. А именно — некоторое снижение оценок значимости проблематики пандемии. Они остаются высокими, но имеет значение сама динамика.

Если еще в IV квартале 2020–го более половины опрошенных отмечали, что, с одной стороны, их пугает возникшая нестабильность, а с другой — пандемия негативно отразилась на финансовом состоянии семьи, то по результатам II квартала 2021 года согласие с этими же утверждениями отметили 45% и 42% соответственно. Фактор можно расценивать как свидетельство изменения восприятия ситуации. С течением времени даже экстремальные обстоятельства — если они не проходят — начинают осознаваться как повседневные, т.е. в той или иной степени "приемлемые".

Примечательно, что снизилась и доля онлайн–заказов лекарств "впрок". Отчасти она характеризовала реакцию на кризис — этот показатель достигал более 18% во втором квартале прошлого года. А по итогам второго квартала 2021 года он снизился до 10%.

Отметим, что одним из главных факторов обращения в аптеку является не только приобретение лекарства, но и консультация специалиста первого стола. В этой связи влияние внешних причин на рост аудитории сервиса удаленного заказа и приобретения лекарственных препаратов снижается по мере того, как факторы пандемии становятся привычными.

Так, 51% наших респондентов отметили, что за последний год они покупали лекарства только в классической аптеке (не онлайн). Совмещали посещение аптеки и интернет–заказы еще 26%.

Доля тех, кто покупал лекарства онлайн за последние три месяца, по итогам II квартала этого года уменьшилась: 22% в сравнении с 28% в IV квартале прошлого года. Одно из наиболее заметных отличий в профиле тех покупателей, которые онлайн–заказов не совершали — потребность в консультации фармацевтического специалиста. Среди тех, кто покупал лекарственные препараты через интернет, только 26% отметили, что им часто необходимо фармацевтическое консультирование. Среди тех, кто не обращался к онлайн-сервисам — 38%.

Интересно, что 44% респондентов, не приобретавших медикаменты онлайн, согласны с утверждением: "Лекарства должны продаваться только в обычных аптеках". Среди тех, кто делал онлайн-заказы, доля согласившихся меньше — 27%. Но даже текущая аудитория сервиса удаленного заказа препаратов ожидает того, что лекарственные средства реализуются исключительно в аптеке. И действительно, большинство покупок в электронном варианте совершено именно в интернет-аптеках. Доля респондентов, отметивших заказы лекарств на площадках, которые независимо от их правового статуса воспринимаются как онлайн-гипермаркеты широкого профиля (Яндекс.Маркет, Ozon, Wildberries), составляет 11%. На сайтах аптечных сетей покупали лекарства 36% участников опроса. А 72% совершали онлайн–покупки лекарств в аптечных интернет–агрегаторах (Аптека.ру, "Здравсити", "Сбер АПТЕКА").

Развитие онлайн-сегмента по части привлечения аудитории пока не так активно, как того ожидали многие участники. И в существенной степени это связано вот с чем: многие факторы, составляющие проблематику пандемии, и которые могли стимулировать онлайн–потребление, по истечении года стали если не привычными, то, по крайней мере, частично вошли в текущую практику. И все меньше воспринимаются как нечто "кризисное" и "временное".

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Б.Н. Башанкаев: аптеке нужен ОКВЭД в сфере здравоохранения
 Мнение специалиста

Об основных задачах взаимодействия с профессиональными объединениями, работающими в области лекарственного обеспечения Комитета Госдумы по охране здоровья,рассказал его председатель Бадма Башанкаев.

Необходима экспертная оценка профильных правовых актов
 Мнение специалиста

Согласно Закону "Об основах охраны здоровья граждан…" фармработники вправе добровольно объединяться в профессиональные некоммерческие организации. Это исключительно необходимо и очень важно: с помощью профессиональных организаций можно решать вопросы, связанные с тем же последипломным обучением специалистов.

Чем может быть полезно аптечное саморегулирование
 Мнение специалиста

Сегодня в нашей стране (согласно данным аналитических агентств) работают более 78 тысяч аптек. Половина этого количества приходится на долю федеральных аптечных сетей.

Как развивался институт фармацевтического саморегулирования
 Мнение специалиста

Первая саморегулируемая организация в фармотрасли возникла 14 лет назад, объявив своей целью борьбу с фальсифицированными медикаментами. Просуществовала она недолго, и результаты ее деятельности сейчас сложно оценить.

Профессиональные объединения усиливают голос каждого
 Мнение специалиста

Как мне кажется, мы привыкли недооценивать роль профсоюзов, пациентских организаций и профессиональных отраслевых ассоциаций, несмотря даже на то, что в их работе есть целый ряд успешных примеров, когда люди, объединенные общей целью, оказывают серьезное влияние на те или иные корректировки нормативно–правовой базы.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban