Чтобы избежать коллапса, нужно сохранить схему 702
Варпетян Акоп
Директор по развитию аптечной сети "36,6–Здоровье" (Тверская обл.)
К тому же, старт системы был произведен в "самое лучшее" время из возможного. Он совпал с волной заболеваемости COVID–19. Для наглядности можно сравнить ситуацию, приведя такой пример: когда летом отключают горячую воду, стоит отключить еще и электричество – чтобы нельзя было вскипятить даже чайник. Может быть, это не самое корректное сравнение, но, по сути, оно четко отображает ситуацию.
Лекарственный коллапс, наблюдавшийся осенью 2020–го, был вызван опять же запуском еще не готовой к работе системы маркировки… и остановкой товародвижения из–за ее неработоспособности. Двое суток система не могла ответить ни одному участнику. Свою роль опять же сыграла и эпидситуация.
Что помогло нам справиться? Помог упрощенный алгоритм передачи данных в систему МДЛП — так называемая "схема 702". На самом деле, не совсем ясно, зачем нужно при каждом движении препарата посылать информацию в систему и ждать от нее ответа. Ранее говорилось, что маркировка предполагает очистку лекарственного обращения от фальсификата и контрафакта. Однако доля таковых на фармрынке ничтожно мала. Поэтому возникает вопрос о целесообразности многочисленных взаимодействий с системой. На мой взгляд, достаточно нанести на лекарство марку — и реализовать его по этой марке в аптеке или медучреждении.
Сегодня же остается масса проблем: ошибки при передаче данных; "битые" или нечитаемые КИЗы (контрольные идентификационные знаки); отсутствие или чрезмерно долгое ожидание ответов системы МДЛП по вопросу разагрегации. Если с 1 июля отменят схему 702 — мы повторим путь 2020 года, а этого нельзя допускать ни в коем случае.
Чтобы скорректировать работу системы, необходимо выбрать пилотный регион и в спокойную фазу заболеваемости протестировать и наладить ее функционирование без применения отмеченной схемы. Речь идет о здоровье людей — эксперименты в этой области невозможны.
Еще один вариант решения — просто эту схему не отменять хотя бы пока. Ее сохранение предотвратит коллапс с лекарствами.
Что изменилось в целом в работе аптеки за этот год с момента введения МДЛП? Во–первых, были адаптированы СОПы. Здесь проблема скорее не в юридической документации, а в технической стороне. Во–вторых, мы стали тратить гораздо больше времени на следующие операции:
- приемку лекарственных препаратов;
- сверку документов с поставщиками (поскольку расходятся данные фактических серий и серий, выгруженных в накладной);
- перемещение ЛП из одной нашей аптеки в другую;
- реализацию ЛП с кассы. Теперь мы сканируем каждую упаковку. 100 блистеров востребованного препарата? Значит, 100 сканирований – и чек длиною в метр. Кому это нужно?..
Все стало происходить во много раз медленнее и пропала эффективность — такое искусственное снижение КПД — вот что произошло в отрасли.
Хотел бы еще раз, более подробно, перечислить имеющиеся на сегодня проблемы. Помимо ошибок в передаче данных, а также нечитаемых или поврежденных КИЗов, среди них есть следующие:
- отсутствие разагрегации короба до потребительской упаковки;
- невозможность разагрегации короба самой аптекой из-за ошибочных ответов системы МДЛП или вовсе их отсутствия;
- передача от поставщика КИЗов, которые еще не пришли к нему на баланс;
- бой, брак, потеря лекарственных препаратов;
- все тот же долгий ответ системы.
Еще один из неурегулированных вопросов — процедура возврата продукции дистрибутору. Все работают по разным акцептам, и нет понимания, что в итоге произошло с партией препаратов. Мы проводим сканирование при отправке со своей стороны, но что делает поставщик — пока неясно. Вопрос остается открытым.
Самой аптеке со всем этим не справиться. Даже если есть хорошая техническая поддержка у программного продукта, на котором работает аптека, удается решить только часть вопросов. Остальные — "повисают в воздухе". Не смог дать на них ответы и упрощенный режим, но он гарантировал главное: лекарственные препараты начали не складироваться, а двигаться в направлении реализации.
Новые поправки об административной ответственности по вопросам кодирования и передачи информации в систему МДЛП вызывают огромные опасения. Работа системы еще не налажена, поэтому велик риск, что число штрафов будет «зашкаливать». Даже при малом количестве ошибок со стороны аптеки или дистрибутора.
Не может аптека единолично отвечать за работу программы, не ею созданной! И почему сама система МДЛП до сих пор не призвана хоть к какой–либо ответственности? Почему в проекте нет наказания, например, для оператора, если маркировка не принимает данные за 5 минут, штраф — 50–100 тыс. руб., как нам?
Штрафы из-за сбоев в системе могут поставить на грань закрытия многие организации фармрозницы. Напомню, что специальный налоговый режим ЕНВД был отменен для всех с 2021 года. И экономика "просела", это неизбежно. Наша аптечная сеть в т.ч. вынуждена оптимизировать ряд процессов, избавляться от неликвидных активов и плотно работать со спустившимся в нерентабельную зону аптеками.
Что необходимо скорректировать в системе маркировки, чтобы избежать коллапса? Самое главное — систему видоизменить и упростить. Нанесли на производстве КИЗ, далее аптека отсканировала этот знак при реализации.
Все — точка. В любом случае, выявление любого нарушения идет путем контрольной закупки, зачем перегружать абсолютно ненужными механизмами всю систему лекарственного обеспечения?
Повторю, пока нет четкого решения — оставить схему 702.