21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Чтобы вернуть уважение, нужно ограничить конкуренцию

На мой взгляд, главная сложность в работе нашей поликлиники — это кадровый голод, который обусловлен низкой заработной платой специалистов и слабой инфраструктурой для жизни в самом населенном пункте. Получается, что работают люди по призванию (надолго ли хватит такой мотивации, когда не хватает самого насущного?) или из–за безвыходности положения.

Фотеев Антон
Директор аптечной сети "СоВа" (г. Ульяновск)

Кроме того, врач большую часть времени посвящает заполнению бесконечного количества бумаг, а не осмотру пациента. Отсюда ошибки в назначениях и оформлении рецептов. Наиболее частый вид рецепта — надпись на листке из блокнота, хорошо, если не брендированного...

Отказывать людям с такими "рецептами" тяжело, ведь они ни в чем не виноваты. Решение же этой проблемы должно начинаться с увеличения зарплаты врача — настолько, чтобы на каждое место можно было устраивать конкурс из желающих. И, конечно, тотально облегчать административно-организационные вопросы. Наличие рецептурных бланков или чрезмерного количества документов, обязательных к заполнению для медицинского работника, — проблема именно такого характера.

Что касается аптеки, то здесь кадровый голод вызван варварской экспансией крупных аптечных компаний: часто их "точки" открываются "дверь в дверь", да еще и по несколько "штук". По сути, нет никакого дефицита фармацевтов — есть лишь неуемные амбиции и конкурентная борьба федеральных сетей, которые готовы открыть три аптеки в ряд и работать в убыток ради банкротства соседа. Поэтому проблему надо решать ограничением конкуренции. Если же "решать" ее за счет увеличения количества специалистов, то через какое–то время им придется переучиваться и осваивать другие профессии. Ведь такого количества сотрудников не потребуется через 5–10 лет, когда сети окончательно вытеснят единичные аптеки.

К тому же, сейчас активно идет "либерализация условий" для крупных игроков. Например, для маркетплейсов совсем не обязательно иметь сотрудников–фармацевтов в "точках выдачи". Очевидного решения здесь не вижу. Может быть, запретить получать лицензию, если в радиусе 500 метров уже есть работающая аптека? Но тогда нужно и ограничивать количество аптек на условные квадратные километры для одной организации, иначе "федералы" займут все пространство "впрок".

Со всеми сегодняшними сложностями (в первую очередь, правового и организационного характера) нам помогает разобраться СРО «Ассоциация независимых аптек». Без саморегулируемой организации мы бы погрязли в огромном потоке информации, которую самостоятельно невозможно рассортировать, учесть и использовать в работе. Огромное количество нормативных актов нужно не просто отслеживать – в них необходимо разбираться, их необходимо применять. Считаю, что законодателям нужно серьезно задуматься насчет организации регулирования в фармации. Нормативно-правовой базе, в которой должна ориентироваться аптека, очевидно, не хватает четкости и системности.

Как вернуть уважение к фармацевту? Еще раз подчеркну: для этого нужно ограничивать конкуренцию! Потому что, когда в одном здании открывается три аптеки, то они думают о том, как заработать деньги на аренду и зарплату сотрудникам, а не о проблемах посетителя-пациента. И вместо роли помощника начинают выполнять совсем другую роль, которая мало кому по душе. В результате сегодня происходит парадокс: кто активнее стремится к деньгам клиента (а речь все-таки о человеке, который болеет и нуждается в квалифицированной помощи специалиста), тот быстрее развивает свою сеть и захватывает те аптеки, которые действительно стремятся вести фармацевтическую помощь. Такая вот обратная селекция… И о каком уважении при подобном алгоритме может идти речь?

Кроме ограничения числа аптечных «точек» на единицу площади города или поселка, обязательно нужно переходить от фиксированного размера штрафа к процентам от оборота. Штраф в 150 тысяч для мелкой аптеки – это банкротство, а для крупной сети – смех. Безнаказанность рождает безответственность.

В серьезных корректировках нуждается и система НМиФО. С моей точки зрения, это маскировка полностью нерабочей системы сертификации специалистов, которая погрязла в целом ряде проблем. Прикрывать нерешенные вопросы сложностью – не выход. Считаю, что это все нужно либо отменить, либо оставить только ту часть, где баллы набираются на государственном сайте - прошёл тему, сдал тест, получил баллы, пришёл срок, автоматически прислали готовый сертификат. Да и вообще, насколько она необходима?

Баллы и знания – все-таки не одно и то же… Можно просто вести реестр фармацевтов на том же сайте, где указывалось бы, допущен ли фармацевт к работе.

Специализированные
мероприятия