Ассоциация аптечных учреждений «СоюзФарма»
Они готовы и самостоятельно, путем наставничества, и используя различные формы обучения (кафедры послевузовского дополнительного образования, образовательные программы в рамках региональных и тематических конференций, организуемых ААУ «СоюзФарма» и др.) работать с персоналом в плане профессионального роста сотрудников.
Конечно, проблем возникает очень много, и связаны они, прежде всего, с тем, что аптеки вынуждены балансировать, являясь одновременно и хозяйствующими субъектами (нацеленными на получение прибыли), и учреждениями здравоохранения, выполняющими важнейшие социальные функции. Как это облечь в соответствующие образовательные стандарты – правильнее получить ответы от вузовской науки и профессорско-преподавательского состава. Но, в любом случае, процесс этот будет длительным и сложным, а потребность населения в аптечном обслуживании – не уменьшается.
Отсюда – постоянное внимание руководителей аптек к своим кадрам, которые становятся едва ли не самым главным конкурентным преимуществом. Представляем небольшую «зарисовку» мнений руководителей аптек и самих – в недавнем прошлом, выпускников.
«Не секрет, что уровень молодых специалистов, только что получивших высшее или среднее специальное фармацевтическое образование и не имеющих опыта работы, редко соответствует потребностям современной аптеки. Учебным заведениям сложно угнаться за реалиями фармбизнеса, ежемесячно выводящего на рынок десятки новых товаров. Потому у выпускников поначалу возникают сложности в «океане» лекарственных средств. Об уровне знаний по ассортименту аптечной косметики, БАД, об основах техники продаж даже говорить не приходится. Но ведь эти знания так же важны, как и профессиональная ориентация в лекарственном ассортименте. В условиях жесткой конкуренции, борьбы за покупателей, на первое место выходит умение сотрудников предоставлять высочайший уровень сервиса, предлагать дополнительные услуги, предвосхищать потребности каждого клиента.
В такой ситуации важно, чтобы малоопытный сотрудник быстро адаптировался на рабочем месте и имел возможность приобретать знания и умения, необходимые для эффективной деятельности. В этом вопросе сеть аптек «Гексал», например, делает все возможное для своих первостольников. За каждым «новичком» закрепляется опытный наставник, задача которого – оказывать максимальную помощь, а также курировать процесс адаптации в соответствии с четким, заранее подготовленным планом.
Молодому специалисту определяется перечень обязательных тренингов, которые он должен пройти, опытные же сотрудники имеют возможность самостоятельно выбирать необходимые им тренинги для повышения профессионального мастерства. График обучения составляется ежемесячно, тематика определяется офисом, исходя из задач развития компании. В план обучения обязательно включаются тренинги по препаратам, косметическим маркам, дорогостоящим БАД, одним словом, по аптечному продукту. Помимо этого в графике присутствуют фармацевтические конференции, круглые столы, тем более что организаторы подобных мероприятий делают все возможное, чтобы они были не только познавательными, но и интересными. Сотруднику, чтобы быть эффективным, недостаточно знать «что» продавать. Он должен понимать, «как» это правильно делать. Поэтому в график обязательно вносятся программы по технике продаж: начиная со «стажерских» тренингов и заканчивая «продвинутыми» темами, например «Работа с возражением о цене» или «Эффективные допродажи». Не остаются без внимания и руководители аптечных учреждений, для которых предлагается обучение управленческим компетенциям и навыкам.
Сеть аптек «Гексал» тесно взаимодействует в рамках обучения с компаниями-производителями, а также с профессиональными тренинговыми агентствами. Результаты проводимого обучения регулярно оцениваются методом проверок «тайный покупатель» и динамикой роста средней стоимости покупки.
Резюмируя, можно утверждать, что на современном этапе эффективная работа аптеки невозможна без подготовленных и профессиональных кадров. Учебные заведения не могут дать молодым фармацевтам и провизорам самого главного – опыта работы. «Поэтому задача корпоративного обучения – помочь сотруднику безболезненно приобрести столь необходимый опыт в аптеке, и, не останавливаясь на достигнутом, развиваться дальше», – советует начальник отдела продвижения сети аптек «Гексал» Виталий Благовещенский.
С тем, что профильные учебные заведения не дают достаточных знаний, необходимых для работы в условиях современного рынка, согласна и генеральный директор «ООО «Натур рецепт» Татьяна Меграбян: «На мой взгляд, уровень образования выпускников фармвузов и фармучилищ не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Взяв на работу молодого специалиста, мы вынуждены долгое время его обучать элементарным вещам, связанным с прибыльностью аптеки, ценообразованием, особенностями безрецептурного отпуска, работой с рецептами, фарммаркетингом, общением с клиентами и т.д.».
Своим мнением о том, как сделать теоретическое образование эффективным на практике, делится недавняя выпускница Кубанской государственной медицинской академии Л. Смеловская: «Хотелось бы больше самой практики в образовательном процессе, максимально приближенной к реальности в работе фармспециалиста: создание аудитории в виде аптеки, проведение ролевых игр, имитирующих работу в аптеке. Было бы замечательно, если бы процесс обучения снимался на видеокамеру, что позволило бы студенту посмотреть на себя со стороны и совместно с преподавателем разобрать ошибки.
И было бы интересно строить занятия совместно с учениками, вовлекая их в процесс подготовки темы.
Последипломное образование дает больше практических знаний, приближенных к реальности, чем в вузе (независимо от того, в каком именно человек учился) по той специализации, которую студент выбрал.
Главное, чего опасаются студенты и почему не очень хотят идти работать в аптеки, – маленькая зарплата (т.к. у бывшего студента нет стажа работы) и неудобный график работы».
Но «гибкий график работы может одновременно служить для ряда выпускников мотивирующим фактором, равно как и возможность сделать в аптеке быстрый карьерный рост», – считает выпускница кафедры фармации медицинского факультета РУДН Е. Морозова. – Конечно, многое зависит от того, насколько серьезно студент относился к своему обучению, от его настроенности на непрекращающийся по жизни процесс получения знаний, и вообще, отношения к выбранной профессии. Но если им движет желание – помогать людям – то все будет хорошо и у такого специалиста, и в аптечном деле».