04.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
04.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Тема номера

Дело не в бонусах, а в сохранении малых аптек

Дубовой Дмитрий

Генеральный директор аптеки «Фармия» (город Воронеж)

В рамках работы с маркетинговой ассоциацией «Фармия», которая предоставляет доступ к маркетинговым соглашениям ИРИС для небольших сетей и одиночных аптек, контракты с производителями есть и у нашей аптеки. Вознаграждение по таким договорам мы получаем от всего розничного товарооборота, в зависимости от доли ассортимента из перечня фармацевтических компаний в общем объеме реализации.

Данный внереализационный доход составляет 2-3% от розничного товарооборота в квартал. К счастью, планов и обязательств по необходимому товарному запасу и матрицам у нас не имеется. Это облегчает рабочие процессы фармацевтической деятельности и позволяет предлагать покупателю-пациенту все основные категории лекарств.

Что касается провизоров и фармацевтов, то для них в нашей аптеке предусмотрена материальная мотивация за отпуск высокомаржинальных препаратов и парафармацевтики, а также некоторых наименований продукции определенных фармпроизводителей.

На цену лекарственных средств маркетинговые программы сегодня не влияют. Однако если их отменить или ограничить, то абсолютно точно вырастет наценка на весь аптечный ассортимент. Либо, возможно, в такой ситуации роль отправителей вознаграждения возьмут на себя дистрибуторы.

Здесь особенно важен один момент: к сожалению, доходность аптеки законодательно регулируется только с точки зрения покупателя. Лекарства должны быть доступны всегда, в том числе финансово, и это несомненно. Однако действующая правовая база никак не оценивает экономику аптеки с учетом всех ее затрат и дополнительных платежей, даже на стадии подготовки к открытию. Никаких налоговых льгот и т.д. у аптечных организаций нет. И совсем скоро при грядущих и предполагаемых изменениях маленькие одиночные аптеки могут просто кануть в Лету.

В такой ситуации целесообразны были бы не обсуждаемые ограничения маркетинговых вознаграждений, а совсем другие шаги:

  • качественная реклама профессий фармацевта и провизора, повышение их престижа в обществе, ведь аптека — не магазин, и ее сотрудник — не продавец, а специалист в области здравоохранения (что, кстати, отмечено и в ФЗ «Об основах охраны здоровья»);
  • дотации или субсидии на зарплату фармацевтов и провизоров в одиночных аптеках и малых сетях;
  • снижение ставок страховых взносов за сотрудников с фармацевтическим образованием по аналогии с IT-отраслью, а то и более (значимость лекарств и лечения переоценить сложно как для общества, так и для каждого человека);
  • и, пока еще не поздно, нужно не вводить НДС для аптек на УСН, а находящимся на «упрощенке» аптечным организациям с годовым доходом до шестидесяти миллионов уменьшить ставку налога до одного процента.

Даже в небольших сетях аптеки (не говоря уже об одиночных) закрываются уже сейчас, не дожидаясь 1 января грядущего года. Те меры поддержки, которые я перечислил, в особенности налоговые послабления, действительно помогли бы сохранить малые аптечные организации. А значит, и доступность фармацевтической помощи.