Дистанционная торговля ЛС должна быть с ограничениями
Тадевосян Гарик Алексеевич
Председатель Ассоциации аптечного менеджмента и маркетинга (ААММ)
С другой стороны, реализация лекарственных препаратов относится к важной сфере здравоохранения и требует определенной социальной ответственности с вытекающими ограничениями, необходимыми для осуществления всей цепочки доставки лекарственных средств — от производителя до конечного потребителя.
У меня сложное, двоякое отношение к дистанционной торговле ЛС, но все же скорее я больше ее сторонник, чем противник, но с рядом ограничений. Самое важное, что должен понять потребитель, в отличие от дистанционной торговли бытовой техникой, электроникой и другими товарами, лекарственные препараты, заказанные дистанционно и с доставкой, обойдутся дороже, чем в аптеке.
И этому есть резонное объяснение. Во–первых, аптекам будет необходимо обрабатывать значительное количество личных данных, вести учет рецептов, а значит, потребуется соблюдение закона "О персональных данных" для обеспечения безопасного хранения сведений о покупателях.
Во–вторых, фармацевтическая деятельность относится к лицензируемым видам, а реализовывать лекарственные препараты могут только лица с фармацевтическим образованием (фармацевты и провизоры). А значит, и служба доставки должна состоять из курьеров с профильным образованием. И если в аптеке первостольник за день может обслужить сотни покупателей, то курьер в лучшем случае десяток–другой. И это еще одна причина удорожания доставки.
И третий аспект — условия хранения. Необходимо будет обеспечить сохранность, температурный режим и влажность для лекарственных препаратов. Для этого потребуются специальные боксы, холодильники. И, конечно же, необходимо будет наличие мобильных кассовых аппаратов для выписки чека в момент передачи товара.
Многие крупные аптечные сети смогут себе позволить организовать полностью всю цепочку от заказа на сайте до доставки. Для средних и небольших аптек, возможно, потребуется кооперация на этапе заказа и доставки, скорее всего, за счет компаний-агрегаторов.
С учетом более жестких требований к системе дистанционной торговли, наличие интернет–аптеки у аптечной сети станет в будущем своеобразным знаком качества.
По поводу обсуждаемого вопроса о разрешении сетевым магазинам торговать частью аптечного ассортимента считаю, что продажа лекарственных препаратов (OTC и Rx) должна осуществляться только в аптечных учреждениях. Что же касается БАД, то в принципе сетевой ритейл уже сейчас может осуществлять их продажу.
Проблему, возможно, можно решить двумя методами. Во-первых, путем размещения аптек внутри или рядом с торговыми помещениями. В принципе, сейчас рядом крупных сетей подписаны соглашения о подобного рода кооперации.
Вторым вариантом является создание супер- и гипермаркетов здоровья самими аптечными сетями. Посетители могли бы в данных аптеках купить не только лекарственные препараты, но и косметику, средства гигиены, продукты питания и прочий сопутствующий товар. Аптечные сети "Нео–фарм", "Ригла", "А5", "Аптеки 36,6" и другие уже используют или собираются использовать подобный формат аптек.