Для многих задач в медицине необходимо участие провизора
Елисеева Наталия
Председатель правления Ассоциации фармацевтических работников Сахалинской области, член Альянса фармацевтических ассоциаций
Для пациента же этот процесс един, ему адресован в итоге один вид помощи — своевременное предоставление лекарственного препарата. Иногда две его составляющих во многом не совпадают: со стороны врачей и медорганизаций — путаница в правилах выписывания рецептов (причем, зачастую отсутствуют и сами бланки), отсутствие информации об ассортименте в ближайших аптеках, незнание новых препаратов, новых прописей; со стороны аптек — отсутствие тех или иных лекарств, сложности в процессе связи с конкретным врачом или медучреждением. Поэтому важна непосредственная работа определенного врача с конкретными аптеками. Раньше это называлось территориальным прикреплением и ответственность несли местные департаменты здравоохранения, которые издавали соответствующие приказы или распоряжения. (Подчеркнем, что данный шаг дает результаты при условии четкого определения положения аптеки внутри здравоохранения, но не сегодняшних форматов конкуренции со стороны крупных аптечных сетей).
Основные проблемы при назначении лекарственных препаратов в медицинских организациях — это схема их закупки через аукционы и конкурсы, а также порядок финансирования. Клинический фармаколог может назначить препараты, а служба закупок не обеспечит их наличие — и вот уже нет нормального процесса лечения, не говоря уже о диагностике. Сейчас в централизованном процессе закупок основную роль играют юристы и зачастую отсутствуют… провизоры.
Раньше при стационарах работали формулярные комиссии. Специалисты, входившие в их состав, пытались анализировать экономические аспекты лечения, аптеки обязаны были контролировать фармацевтический порядок (т.е. регламентацию учета, хранения и применения медикаментов и расходных материалов) в отделениях медучреждений, в которые они отпускали лекарственные препараты по требованиям и накладным. Сейчас для розничной аптеки такая деятельность запрещена. Ее могут вести только оптовые организации, которые де–факто бывают освобождены от какой–либо ответственности.
Кроме того, ранее за номенклатурой в закупках лекарственных препаратов и расходных материалов за счет средств обязательного медстрахования следили территориальные фонды ОМС. Сегодня же провизоров нет и в их штатном расписании — то есть нет тех специалистов, которые могут обратить внимание на отсутствие того или иного необходимого пациентам в регионе лекарства или медизделия.
Ряд вопросов остается и в системе последипломного образования фармацевтов и провизоров. Процедуры аккредитации и собственно процесса обучения в системе НМиФО сложны по формальным причинам. Их множество: огромное количество "оформительской" работы даже в условиях электронного документооборота, устаревшие теоретические курсы, нехватка курсов по актуальным современным проблемам фармдеятельности, трудности аккредитации очных, практических мероприятий на портале непрерывного образования, проблемы формирования аккредитационных комиссий в отдаленных регионах (таких, например, как Сахалинская область, Архангельская область, Республика Алтай и т.д.)…
Что делать в данной ситуации, если мы говорим об организационном аспекте?
Первый шаг — вернуть аптечную деятельность в систему здравоохранения, с категорированием аптек. Аптечная организация с полным спектром направлений работы, включая экстемпоральное изготовление и льготный отпуск, должна относиться к здравоохранению и получать частичное бюджетное финансирование, и возможность работы в страховой медицине. Это необходимо, чтобы при любых обстоятельствах сохранять доступность лекарственной помощи для пациента. В советское время был накоплен значительный опыт категорирования аптечных организаций, и между аптекой — учреждением здравоохранения, и аптечным киоском существовали определенные различия.