27.07.2024 Издается с 1995 года №7 (364) июл 2024 18+
27.07.2024 Издается с 1995 года №7 (364) июл 2024
// Тема номера

Для отечественных производств наступает время возможностей

Сегодня западные компании, импортировавшие лекарства в нашу страну, нередко испытывают сложности с процессом поставок — логистические, репутационные и т.д. Поэтому определенные зарубежные препараты так или иначе выходят из обращения.

Зайцев Кирилл
Управляющий директор компании "Женел Групп"

Производители-импортеры часто сами не очень рады сложившейся тенденции, но в силу многих обстоятельств вынуждены прекращать работу на российском направлении даже вопреки своим интересам. Поэтому структура потребления лекарств начинает стремительно перестраиваться.

Реклама ряда препаратов резко прекращена. "Свернуты" и маркетинговые бюджеты. Без привычной подпитки падают объемы реализации и тех зарубежных продуктов, которые остаются. Поэтому сейчас российский фармрынок стал ареной возможностей для отечественных производителей, готовых заполнить освободившиеся ниши. Ведь благодаря широкому спектру применения маркетинговых инструментов положение ряда импортеров было отчасти монополистическим. Теперь же роль таких факторов, как, например, популярность лекарственного средства, существенно уменьшается.

Конечно, сейчас наступает благоприятный период в основном для воспроизведенных препаратов — в широком смысле данного термина. Те международные наименования, которые отчасти были монополизированы иностранными компаниями, будут шире представлены российскими лекарствами. Несмотря на сложившиеся с девяностых стереотипы, для пациента это скорее плюс, чем минус.

Объясню, почему. Значительная часть препаратов европейского происхождения производится из АФИ, выпускаемых в Китае и Индии. Отечественные производители, как правило, используют те же субстанции, что и западные. При этом высокое качество производства национальный фармпром смог восстановить. А вот цена российского препарата зачастую примерно на 20-25% ниже цены зарубежного. В нынешних условиях такое преимущество очень необходимо покупателю-пациенту.

Да, сегодня будут в основном дженерики, но это не самый плохой вариант. Отечественные производители в процессе их деятельности вкладывают средства в национальную экономику и национальную фармотрасль, а также в дальнейшее развитие НИОКР. Собственные разработки должны стать следующим этапом. Также сегодня сильна тенденция к локализации выпуска фармсубстанций: многие предприятия ищут возможности наладить их производство на своих мощностях, причем не только для «внутреннего пользования», но и для обеспечения национального рынка в целом и даже экспорта.

Данный тренд будет усиливаться: с 2020 г. производство субстанций в нашей стране более чем востребовано. И рентабельность данного процесса растет. Поэтому строятся новые цеха.

К счастью, ряд российских производителей усилили активность своего развития задолго до пандемии и связанных с ней событий — отсюда, в том числе, сегодняшний рост объемов выпуска лекарств и расширение их номенклатуры. Появляются также новые лекарственные формы, а научные исследования в ряде случаев выявляют дополнительные возможности применения уже существующих препаратов. У одной из наших разработок не так давно, помимо основных показаний, был обнаружен также противовирусный эффект при лечении ковида, чего мы даже не предполагали.

Однако ряд проблем все равно остается. Вопрос со стандартными образцами до сих пор не решен, а поставки их крайне тяжелы. Колонки для хроматографов прибывают с серьезными задержками, сроки их получения увеличились весьма значительно. Огромные трудности с химреактивами. Все эти вопросы — затрагивающие фармотрасль в целом — необходимо срочно решать на регуляторном уровне.

Экспортное же направление, несмотря на все его значение, сегодня отходит на второй план. В приоритете его поддержание на должном уровне без акцента на активное расширение в ближайшее время. Почему? Во-первых, сам процесс поставок осложнен проблемами логистики. Во-вторых, надо насыщать необходимыми препаратами собственный, национальный фармрынок. В нынешних условиях это — задача номер один для многих отечественных производителей. Как и лекарственные рынки ЕАЭС и в целом стран СНГ.

Специализированные
мероприятия
 
 
Omni farma
Статьи подрубрики мнение специалиста:
О почтальонах-медиках и профессии провизора
 Мнение специалиста

Гладкова Елена

Генеральный директор ООО «Аптека 245», президент Самарской областной фармацевтической ассоциации

К вопросу о параметрах успеха в последипломном обучении
 Мнение специалиста

Егорова Светлана

Доктор фармацевтических наук, профессор, заместитель директора по образовательной деятельности Института фармации Казанского государственного медицинского университета

Диалог с будущими специалистами: взгляд фармпрома
 Мнение специалиста

Сазонова Мария

Директор по персоналу Renewal (АО «ПФК Обновление»)

Высшее фармобразование: путь к карьерным вершинам
 Мнение специалиста

Трибунский Александр

Директор по развитию образовательного портала для провизоров и фармацевтов Pharmznanie.ru

Сохранение здоровья граждан важная роль провизора
 Мнение специалиста

Ладутько Юлия

Декан фармацевтического факультета, и.о. директора Методического симуляционно-аккредитационного центра СПХФУ

Специализированные
мероприятия
 
 
Omni farma