24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Для развития РПО текущих корректировок недостаточно

В 2010 г. были приняты изменения в закон об обращении лексредств. Эти поправки предполагали ряд запретов для производственных аптек. В частности, им было запрещено изготавливать препараты, если аналогичные наименования выпускаются в промышленных масштабах, применять незарегистрированные фармсубстанции.

Беспалов Николай
Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma

В результате ассортимент производственных аптек значительно сократился и рентабельность их деятельности сильно упала. Последствия этого известны.

Через двенадцать лет – в конце 2022-го — был принят документ, также вносящий в деятельность производственных аптек ряд поправок. Однако направленность данного правового акта оказалась уже иная. Например, в аптеках будет разрешено изготавливать лекарства из лекформ, произведенных в промышленном масштабе, т.е. фактически становится возможной адаптация формы к состоянию или потребностям конкретного пациента. Теоретически это действительно должно помочь РПО расширить спектр производимых препаратов и увеличить объемы оказываемой помощи. Но такой шаг вряд ли повлияет на рост количества производственных аптек в целом по стране. В лучшем случае он позволит улучшить финансовые показатели действующих организаций (а их осталось немного, несколько сотен на всю страну). К тому же, закон вступает в силу только в сентябре нынешнего года.

Вполне возможно, что при крупных аптеках появятся отделы, которые будут оказывать "допуслуги РПО", скажем так, в упрощенном формате. Например, человек покупает таблетки, а ему делают из них порошки или покрывают их сладкой оболочкой и т.д. Скорее всего, направление экстемпоральных препаратов пойдет именно по такому пути. А полноценные производственные аптеки, если и будут открываться, то это будет совершенно "штучная история". Хотя, может быть, в данном случае и не надо ориентироваться на количество: подход должен быть взвешенным. Для изготовления специальных лекарственных форм, которые не выпускает промышленность, достаточно иметь несколько аптек на регион (но эти несколько аптек должны быть!). А мини–отделы с ограниченным функционалом — сделать порошок из таблетки и т.д. — вполне могут открываться почти при каждой крупной аптеке.

Но остается еще ряд проблем.

  • Во-первых, вопрос доступности сырья в необходимом количестве: аптеки не могут закупать промышленные фасовки по десять, двадцать и тем более пятьдесят килограммов.
  • Во-вторых, есть сложности и с рецептурами. Так называемыми «прописями». Многие из них технически и морально устарели и требуют адаптации к современным техническим возможностям и потребностям здравоохранения.
  • В-третьих, разумеется, нельзя обойти стороной кадровый вопрос: в большинстве своем специалисты, обладающие достаточным опытом работы в РПО, либо уже на пенсии, либо давно работают с ГЛФ. А возобновить интерес студентов к профессиям провизора-аналитика и провизора-технолога можно только одним способом — обеспечить достойную заработную плату и возможность работать по полученной специальности. Других путей нет.

Поэтому для развития производственных аптек необходимо будет возрождать культуру соответствующей деятельности в самом широком смысле этого слова.

Сегодняшние уточнения в законодательстве — скорее, про частные аптеки. Они могут позволить себе вложить средства в организацию предоставления дополнительных услуг для посетителей, обеспечить необходимую материально-техническую базу и т.д. Но здесь едва ли будет идти речь о полноформатной производственной аптеке. Государственные аптеки тоже могут пойти по такому пути, хотя я все же сильно сомневаюсь, что количество полноценных РПО вырастет ощутимо. В лучшем случае это будут десятки организаций.

Специализированные
мероприятия