24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Для успешной работы одних профильных знаний мало

Сейчас активно меняются условия развития фармацевтического сегмента рынка, и в связи с этим существующая многие годы система дополнительного профессионального образования (ДПО) не может обеспечить должное сопровождение специалистов на пути профессионального соответствия и роста.

Лазарева Елена
Начальник отдела обучения и развития персонала ООО "Самсон-Фарма"

Безусловно, возникла необходимость разработки нового инструмента, позволяющего влиять на уровень и качество профессиональных знаний (а хотелось бы — и навыков) выпускников и специалистов фармацевтической отрасли.

Аккредитация как барьерный экзамен с высокими ставками должна исключить любые формы заинтересованности в искусственной успешной сдаче выпускниками экзаменов. Важно получить объективную и независимую оценку.

На мой взгляд, помимо включения в аккредитационную комиссию представителей профессиональных некоммерческих объединений, необходимо включать работодателей и представителей других учебных заведений, работающих с данной специальностью. Это позволит транслировать успешный опыт и совершенствовать сам процесс.

Правила проведения первого и третьего этапа аккредитации (тестирования и решения ситуационных задач) продуманы и определены. Есть опыт проведения данного формата у нас в стране. Второй этап аккредитации основан на совершенно новой для российских вузов технологии — объективном структурированном клиническом экзамене (ОСКЭ). Впервые этот метод оценки применил Рональд Харден, в 1975 г. он определил его как: "Подход к оценке клинической или профессиональной компетентности, в котором компоненты компетентности оцениваются планомерно и структурированно, с особым вниманием к объективности оценки".

Этот этап и есть оценка имеющихся компетенций. Сразу возникает вопрос ранжирования уровня компетенций, которые должны быть присущи выпускнику, специалисту с определенным стажем, опытом, а может быть, и местом предполагаемого трудоустройства.

Кто будет задавать уровень востребованных на сегодняшний день компетенций? Например, аптечные сети отличаются друг от друга количеством ассортиментных категорий, уровнем маркетинговых активностей, программами лояльности, программным обеспечением кассового модуля. По какому критерию равнять компетенции специалиста? По самым прогрессивным технологиям, самым успешным аптечным сетям или искать золотую середину?

Для специалистов в рамках повышения квалификации очень удобен формат образовательных мероприятий, которые они должны будут посещать в течение 5 лет. Они включают в себя интерактивные дистанционные модули и очные лекции, семинары, конференции, которые реализуются разными образовательными организациями, в т.ч. и профессиональными обществами. Как оценивать данные мероприятия?

Необходимо разработать рейтинговую систему начисления баллов кредитов и рассчитать необходимое количество, которое будет подтверждать успешное участие специалиста в НФО. Начисление баллов возможно только после предоставления соответствующих документов.

Хотелось бы предложить такие принципы оценки мероприятий в баллах:

  • форма участия (научная, теоретическая, практическая, самостоятельное обучение);
  • использование различных видов образовательных мероприятий;
  • степень участия специалиста в образовательном мероприятии;
  • степень применения приобретенных знаний на рабочем месте;
  • степень актуальности образовательного мероприятия.

И это только основные принципы.

Если специалист очно участвует в конференции (семинаре, лекции) с докладом (выступлением), подготовленным самостоятельно, то это должно быть максимальное количество баллов, если как участник (пассивное участие) — минимальное количество баллов. При активном участии в интерактивных дистанционных модулях количество начисляемых баллов тоже должно быть максимальным, при пассивном участии — минимальным.

Также важно учитывать возможность применения полученных на образовательных мероприятиях знаний — это еще один критерий, который необходим при разработке рейтинговой системы начисления баллов. Для этого образовательные организации и профессиональные сообщества должны работать совместно с представителями фармацевтического бизнеса.

Много вопросов, но я уверена — на все будут даны со временем правильные ответы. Призываю всех руководителей и экспертов фармацевтического рынка принять участие в разработке и совершенствовании инновационных, аглавное — необходимых и прогрессивных изменений.

Фармацевтическая отрасль сегодня — одна из самых быстроразвивающихся: ежемесячно регистрируются сотни новых лекарственных препаратов и БАД. Современный специалист постоянно обновляет свои знания по клинической фармакологии и фармакотерапии. Для успешной работы недостаточно профильных знаний, иногда требуются умения психолога, иногда – менеджера, в некоторых ситуациях — юриста.

В фармации информационные технологии используются не только для учета и хранения товаров аптечного ассортимента, но и для информирования посетителей о наличии лекарств и их стоимости. С целью улучшения качества обслуживания покупателей в аптеках "Самсон–Фарма" установлены электронные системы управления очередью, автоматические линии сбора лекарств.

Отсюда вытекает следующее — сотрудник аптеки должен обладать знаниями информационных технологий и владеть навыками пользователя сети Интернет.

Сегодня специалисту для оказания высококвалифицированной помощи посетителю аптеки требуется владеть широким багажом профессиональных знаний и постоянно совершенствовать их. Именно поэтому в нашей компании реализован проект "Академия Самсон": 20–летний опыт экспертов рынка, современные, в т.ч. геймифицированные формы подачи материала, удобные и интересные форматы обучения, высокая заинтересованность в профессиональном росте сотрудников.

Специализированные
мероприятия