24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

До "эпохи девяностых" с нами работали 43 ФАПа

Если законопроект будет принят в том же виде, в котором прошел первое чтение, риски окажутся серьезными.

Коваленко Татьяна
Генеральный директор аптечной сети "Фармакон" (Раменский р–н Московской обл.)

Фармотрасль и так уже зарегулирована до крайности, а текст документа заставляет предполагать, что при его введении в практику вся ответственность будет возложена не на регулятора, а на тех, кто работает с лекарством.

Какие могут быть корректировки?

Во–первых, давно пора подумать о страховом лекарственном обеспечении, чтобы лекарственная помощь стала доступнее для пациента. Ведь не секрет, насколько важен сейчас денежный фактор.

Что касается физической доступности: в крупных городах и поселках этот вопрос давно решен. В сельских районах задача стоит остро — это верно. Но предложенные ограничения для аптечных сетей навряд ли смогут изменить ситуацию.

Во–вторых, передвижные аптечные пункты мы уже проходили. И мы знаем, как они работали в свое время - "автолавки" останавливались на тех местах, где и так наличествовал большой покупательский поток. Кто будет контролировать сейчас их работу? Поедут ли они в сельскую местность? Или будут фокусироваться возле уже действующих аптек и перехватывать тот трафик, который сложился?

Все хорошо в теории, а на практике вспоминаются те времена, когда в Москве возле узлов метро стояли передвижные аптечные пункты и продавали лекарства.

Зачем они там нужны?

Абсолютно не нужны — рядом с метро и так работает несколько аптек. Боюсь, что в ближайшее время получится то же самое. Кто поедет в малые населенные пункты собирать копейки?

В–третьих, если говорить о доступности, давайте вспомним о практике работы ФАПов — еще до девяностых, в тот период, когда сегодняшний фармацевтический рынок еще не начинал складываться. Фельдшерско–акушерские пункты действительно занимались лекарственным обеспечением населения и мы очень активно с ними работали.

Организовано это было так: фельдшер брал по договору, по накладной, лекарственные препараты из аптеки. Аптека привозила их и контролировала, как они хранятся. Помогали ФАПам и с оборудованием. За реализацию лекарств фельдшер получал десять процентов от их розничной стоимости (в тот период сегодняшнего разброса цен не было - по сути, они были одинаковы).

С нами работали 43 ФАПа в Подмосковье, в Раменском районе. Мы обеспечивали их лекарствами. А сельский фельдшер, зная своих пациентов многие годы, понимал, какие препараты им нужны. И брал в аптеке именно то, что было необходимо больным в его сельском населенном пункте.

"Аптечная" часть ФАПа была признана законодательно — она относилась к аптечным пунктам второй категории.
Что касается материальной стороны вопроса, то выигрывали все. Фельдшер получал дополнительные деньги к своей зарплате, аптека же как хозрасчетное учреждение также была заинтересована в увеличении оборота фармацевтической продукции.

Вся система была под контролем аптечной организации, препараты которой отпускали фельдшерско-акушерские пункты. Вся цепочка была выстроена и продумана. А потом все это перечеркнули: коммерческим аптекам стало запрещено этим заниматься, а у государственных, видимо, больше не было возможности.

Зачем разрушили весь механизм лекарственного обеспечения на селе? Он был действенным — и он был оправдан...

В–четвертых, предложенное снижение вознаграждения по маркетинговым соглашениям до 5%. Мне кажется, это в первую очередь ударит как раз по отечественному производителю. Брендовые препараты, которые в обращении уже давно, и так имеют свое имя. Они востребованы. А вот продвигать новые лекарства по линии импортозамещения за такой размер бонусов невыгодно будет совершенно.

Понимаю, что не все пользовались этими маркетинговыми договорами. Единичные аптеки и маленькие сети, может быть, имели прибыль только от прямой реализации препаратов. Но сейчас малый аптечный бизнес вынужден объединяться в маркетинговые ассоциации. Именно для того, чтобы иметь эту так называемую бэк-маржу. Чтобы как–то выжить.

Аптеку (как и в целом небольшие предприятия) лишили льготных налоговых режимов. Многие перешли на общую систему налогообложения, и альтернатив не было. А оплата НДС очень больно ударяет по экономике малых аптечных сетей: и если нет бэк–маржи, то вообще уходишь в минус по своей хозяйственной деятельности.

Сейчас стремительно поднимается стоимость аренды и всех тех услуг, которые нужны аптеке. В этой ситуации нужно пытаться увеличить свои доходы или уменьшить расходы. А расходы аптечной организации сейчас увеличились настолько...
Каким образом аптеке снижать их?

Правильный ответ — никак! Речь идет обо всем том, без чего фармдеятельность попросту невозможна.

Требования же к работе аптек очень и очень высоки. Отрасль зарегулирована, мы подвержены огромному количеству проверок. Слава богу, Росздравнадзор участвует в открытых вебинарах, рассказывает о результатах проверочных мероприятий, объясняет, как правильно разрешать сложные ситуации. И мы ему очень благодарны. Здесь сложились партнерские отношения между регулятором и бизнесом.

Что, к сожалению, встречается не всегда. В ходе обсуждения нынешнего "аптечного" законопроекта можно было услышать и такие слова, как "аптечная мафия"... И в то же время вот–вот ожидается разрешение на дистанционный отпуск рецептурных препаратов. Скорее всего, рецептурными лекарствами смогут заниматься и маркетплейсы. Их лобби очень сильное. Зачем же тогда, если работу аптеки нужно строго регулировать, привилегированный доступ к ней дают непрофессионалам?

Тем, кто не занимался фармацией и не понимает специфику работы с лекарствами, но вдруг увидел возможность "откусить кусок пирога".

Специализированные
мероприятия