Дополнительная ответственность не повлияет на цены
Игнатьева Нелли Валентиновна
Исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС), к.фарм.н.
Но фармацевтическое сообщество было услышано, и он будет в ближайшее время принят. В настоящий момент проект НАП находится на общественном обсуждении, у членов РААС уже есть к нему замечания и предложения. Работа ведется, и мы со свойственным нам оптимизмом ее продолжим.
Согласно нормам действующего законодательства, с июля 2013 г. лекарственные препараты выписываются по МНН, и это позиция РААС. Поэтому дополнение понятийного аппарата 61–ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и введение понятия "взаимозаменяемость" никак не отразится ни на ассортиментной политике аптечных организаций, ни на величинах спроса. Однако вопрос не в том, как выписываются лекарственные препараты, истинная проблема в том, что рецепты не выписываются в большей своей массе. Свои назначения врач фиксирует на обычной бумаге, и здесь он это делает уже не по МНН и не несет никакой ответственности.
По регулированию цен на ЖНВЛП: на рынке лекарств нет масштабных нарушений и тем более спекуляций. Механизмы налажены, работают они с 2010 г., степень ответственности определена, и она достаточно "сурова". Но, увы, нарушения имеют место быть, причиной их является невнимательность исполнителей на местах: некорректное округление цен, несвоевременность проставления критерия принадлежности лекарственного препарата к перечню. Например, за 2014 г. в Москве собрано 11 тыс. руб. штрафов за данный вид нарушения. Нарушение правил формирования цен грозит аптеке не только штрафами (как с юридических, физических лиц, так и с выручки), но и лишением лицензии, причем распространяющимся на все юридическое лицо, в котором могут быть десятки аптек, а не одна.
Введение дополнительной ответственности за нарушение механизмов ценообразования перечня ЖНВЛП, о которых так много говорят и пишут в последнее время, никак не повлияет на ситуацию с ценами. Аптечные организации даже не выбирают те проценты торговых надбавок, которые установлены государством. А цены растут на все лекарства; и на лекарственные препараты, не входящие в Перечень, рост цен выше роста цен на ЖНВЛП. Удорожание лекарств неизбежно, поскольку мы всецело зависим от импорта, как от импортного сырья, так и от оборудования.
Статус законопроекта о переходе на новые кассовые аппараты на сегодняшний день — "принять к рассмотрению", т.е. он еще не принят. Да, при его принятии это выльется в очередные затраты для аптек, которые могут отразиться на ценах, но не для всех аптек.
РААС является активным инициатором легализации доставки лекарственных препаратов, которая относится к дистанционному — запрещенному на сегодняшний день — виду торговли лекарствами, наряду с вендингами и Интернетом. Для легализации доставки единственным возможным вариантом, согласно системе нашего действующего законодательства, является легализация Интернета в сфере обращения лекарственных средств. Те "псевдоаптеки", которые нарушают законодательство, представляют собой во всех смыслах пиратский рынок, и эту порочную практику необходимо прекратить, на что и направлены постепенно вводимые нормы государственного регулирования.
Нам очень приятно, что неоднократно разрабатываемые с участием РААС проекты нормативных актов и предложения по целесообразности введения механизмов регулирования интернет-торговли лекарственных препаратов, а не отрицания их, находят свое отражение в практической реализации. И мы возлагаем надежду, что эти темпы законодательного урегулирования ускорятся после форума "Интернет–экономика 2015", который посетил В.В. Путин и на котором этот вопрос поднимался РААС.
Постановление Правительства РФ №1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" оцениваем как наиболее рациональный подход к потреблению государственных средств. Главное теперь — его логичная и трезвая правоприменительная практика. Если есть лекарственные препараты с абсолютно одинаковым терапевтическим эффектом, да к тому же стоящие дешевле (а таковы препараты, произведенные на локальном рынке и рынках стран ЕАЭС), то логичнее обеспечить льготными лекарствами большее количество больных.