11.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024 18+
11.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024
// Тема номера

Доступность и "прозрачность" в фармсекторе вступят в борьбу

На мой взгляд, вопросы доступности лекарств и прозрачности фармацевтической отрасли зависят от политической воли руководства страны навести порядок в этой сфере и готовности всерьез взяться за дело.

Барзиев Тамерлан
Адвокат–партнер Московской коллегии адвокатов "Лебедева-Романова и Партнеры"

В последнее время федеральные ведомства подготовили интересные предложения, которые могут сделать лекарства более доступными, а аптечный бизнес — более транспарентным.

В первую очередь это касается инициативы депутатов Государственной Думы РФ: всесторонне, на более глубоком уровне урегулировать вопросы взаимоотношений производителей, аптечных сетей и потребителей. Необходимо всерьез заняться антимонопольным регулированием и контролем — в последние годы значительно разрослись аптечные сети, а ограничения для торговых сетей к ним не применяются.

В конечном счете, из-за высокого уровня консолидации в этом сегменте фармрынка начинается нездоровая конкуренция — аптечные пункты конкурирующих сетей открываются в большом количестве в местах с самым большим потоком людей. А там, где их не так много, аптеку бывает очень сложно найти. К тому же, подобная конкуренция взвинчивает цены, ведь в умах потребителей (а пациент при таком раскладе неизбежно рассматривается как потребитель) крепко сидит принцип "Чем дороже, тем лучше".

Не так давно специалисты ФАС выступали с инициативой обязать сотрудников аптечных пунктов предлагать более дешевые аналоги дорогих лекарств. Здравое предложение, однако сразу возникают два вопроса: реализации и информирования.

Как быстро и эффективно донести до всех покупателей-пациентов, что им обязаны предложить дешевые аналоги, однако есть важные нюансы?

Кто будет следить за выполнением этого требования?

И каково будет наказание за его неисполнение?

Наиболее опасным для розничного сектора и пациента пока выглядит законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств». Напомню, законопроект вносит значительные изменения в порядок определения цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП).

Стремление взять эти цены под контроль и снизить их насколько возможно — абсолютно справедливо и понятно. Однако власти действуют без оглядки на производителей и экспертов. Последние не раз предупреждали: новые правила могут не только ударить по кошельку покупателя-пациента, но и привести к тому, что многие крупные игроки уйдут с российского рынка. А это значит, что в обеспечении лекарственными средствами может наступить настоящий кризис.

На мой взгляд, две основные проблемы — обязательная перерегистрация предельных отпускных цен производителей на ЖНВЛП и ориентир на обеспечение самой низкой цены на них (по сравнению с целым списком стран). Перерегистрация в кратчайшие сроки, прописанные в проекте, — очень затратный процесс. А значит фармпредприятия будут вынуждены увеличить стоимость продукции, чтобы покрыть эти издержки. Обеспечение минимальной стоимости ЖНВЛП в России (по отношению к другим государствам из списка) будет вынуждать производителей раз за разом уменьшать стоимость лекарств — вслед за каждым колебанием цен в одной из стран для сравнения.

Удивительно, но факт: вопросы доступности лекарств и прозрачности в фармацевтической отрасли с 1 января 2020 г. вступят в борьбу. Напомню, что с этого дня официально вводят обязательную маркировку всех медикаментов, а применение дорогих "криптокодов", которые позволят производителям отслеживать выпущенную продукцию, неизбежно увеличит стоимость лекарственных препаратов.

Итак, если подводить итоги: для создания более прозрачного фармацевтического рынка в России и обеспечения доступности лекарств следует всерьез заняться регулированием деятельности аптечных сетей, прислушаться к предложениям ФАС. Переработать законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" в части увеличения сроков перерегистрации, а также установления максимального числа уменьшений цены на лекарства в течение года. Также отрасли и государству необходимо решить: что делать с повышением цен из-за введения обязательной маркировки?

Специализированные
мероприятия
Omni farma
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Как трансформируется контроль и надзор в фармотрасли
 Мнение специалиста

Титова Жанна

Директор по качеству-провизор ГК «Сантэнс»

Почему необходимо вернуть фармацию здравоохранению?
 Мнение специалиста

Гридякин Владимир

Генеральный директор ООО «Альянс-Фарм», врач

Вопрос о доступности Феназепама для пациентов в аптеках
 Мнение специалиста

Сучкова Елена

Директор по взаимодействию с органами государственной власти, общественными организациями, по обеспечению доступа на рынки России и ближнего зарубежья АО «Валента Фарм»

Маркировка и индикаторы риска: что меняется в оптовом звене
 Мнение специалиста

Власов Гарольд

Управляющий директор фармацевтического 3PL-оператора NC Logistic

Растет число обращений от производителей БАД и медизделий
 Мнение специалиста

Курашева Светлана, Вице-президент по развитию операций ГК «Сантэнс»

Чмелев Владимир, Руководитель департамента бизнес-технологий ГК «Сантэнс»

Волошина Светлана, Ведущий менеджер по продажам CTT ГК «Сантэнс»

Специализированные
мероприятия
Omni farma