08.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
08.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Тема номера

Дженерики не смогут быть дороже "оригиналов"

Прошлый год с точки зрения бизнеса был непростой: он был насыщен событиями, многие из которых можно смело назвать ключевыми для отрасли.

Иванова Настасья
Директор ООО "Интер–С Групп"

Несмотря на нестабильность валютного курса и общей макроэкономической ситуации, фармотрасль даже в условиях кризиса показала положительную динамику.

Подведены предварительные итоги, на наш взгляд, достаточно успешной для рынка стратегии "Фарма–2020", которую с 2009 г. за чрезмерно амбициозные и, казалось бы, недостижимые цели не критиковал только ленивый. Тем не менее за десять лет удалось привлечь рекордные инвестиции для модернизации существующих производств и строительства десятков современных фармзаводов, что значительно укрепило позиции отечественных лекарств на российском рынке.

В первую очередь речь идет о т.н. трансфере технологий — активной локализации зарубежных фармпроизводителей в России (по данным экспертов, с 2013 г. 78 иностранных компаний локализовали свое производство, а за последние десять лет международные инвестиции в российскую фармотрасль составили более триллиона рублей). Документ «Фарма-2030» логично продолжает намеченный курс: от запуска фармпромышленности до перехода на инновационный путь развития и усиления экспорта российских лекарств, при этом продолжая снижать зависимость нашего рынка от импорта и активно поддерживая местных производителей.

Новая стратегия, безусловно, будет доработана, в нее необходимо внести предложения по поддержке российских фарминноваций, по введению лекарственного страхования, по защите интеллектуальной собственности, а также по обеспечению большей доступности современных препаратов для населения.

Не менее важным событием 2018 г. стало оперативное введение глобального проекта маркировки медикаментов. Он уже затронул деятельность более 12 тыс. компаний, позволяя отслеживать около 20 млн упаковок лекарств. Проект продолжается, при этом сама процедура маркировки будет гарантированно усложнена необходимостью дополнительной криптозащиты. И как бы ни относились к этим нововведениям, все они направлены на усиление борьбы с лекарственным контрафактом.

В конце года были приняты новые правила и методика регистрации и перерегистрации цен на ЖНВЛП. Их уже успели охарактеризовать как "модель самых низких в мире цен на лекарства". Действительно, прогнозы говорят о том, что цены на важнейшие препараты в текущем году могут снизиться. Согласно методике, при регистрации (или перерегистрации) новой цены ФАС России будет проводить анализ цен на данный медикамент за границей, и, в случае если в одной из 12 стран произошло снижение цены на референтный препарат, производителю придется снижать свою цену и в России.

Таким образом, новые правила основаны на принципах референтного ценообразования, и теперь дженерики не смогут оказаться дороже оригинального препарата. Продавцам и дистрибуторам останется только договариваться с производителями о частичной или полной компенсации потерь.

Что касается прошлогодних законодательных нововведений, нельзя не упомянуть об инициативе Совета Федерации, который исключил медикаменты из процедур декларирования и обязательной сертификации. А также о решении Минпромторга о 25%-ной ценовой преференции при государственных закупках производителю полного цикла (т.е. препаратов, изготовленных из отечественных фармсубстанций). Идея развития локального производства субстанций также нашла свое отражение в "Фарме–2030", поскольку направлена на импортозамещение лекарственных средств.

Интересное развитие получила и ситуация с предложением Минпромторга о введении продаж ОТС–препаратов в магазинах. В министерстве от своей идеи отказались, посчитав, что это может нанести "ущерб реальным интересам потребителей и системы здравоохранения". Так что дискуссия о том, можно ли будет продавать лекарства вне аптек (что, к слову, достаточно распространено за рубежом), вышла на новый уровень. Хотя эта ситуация никак не влияет на продолжающуюся интеграцию розничного аптечного звена с крупными ритейлерами.