Единичных аптек стало вдвое меньше
Тадевосян Гарик
Исполнительный директор Фармацевтического партнерства
В июле было объявлено о начале проекта на основе двух существовавших на рынке маркетинговых объединений — аптеки Alphega и United Marketing Group (UMG). Изначально для консолидации был выбран самый сложный сегмент аптечного рынка – мелкосетевые и несетевые, одиночные аптеки. Именно такого типа аптеки испытывают не только сильное давление и конкуренцию на рынке со стороны более крупных игроков, но и пострадали сильнее в условиях существовавшего кризиса.
Поэтому для независимых аптек необходимость объединения является не определенным трендом или механизмом увеличения прибыльности, а просто вопросом выживания. За последние два года доля несетевой аптечной розницы уменьшилась практически в два раза.
Небольшие аптечные сети имеют менее привлекательные цены поставок дистрибуторов и ограниченный доступ к предложениям фармацевтических производителей. В таких условиях роль первостольников значительно возрастает, ведь именно от их профессионализма зависит многое, в т.ч. товарооборот и доходность аптеки. Совместно с нашим партнером мы разработали систему обучения, предоставив для членов объединения возможность бесплатного дистанционного обучения.
Еще одним важным событием для партнерства в 2016 г. стало подписание договора о сотрудничестве с другим маркетинговым объединением — ВЕСНА (Всероссийское Единое Содружество Независимых Аптек). Впервые в России состоялось объединение не просто аптек или аптечных сетей, а маркетинговых объединений. Мы и сейчас открыты для сотрудничества с другими региональными маркетинговыми объединениями и производителями программного обеспечения для аптек.
В Фармацевтическое партнерство на сегодняшний день входят около 4000 аптек во всех регионах России. И в 2017 г. планируется увеличить число аптек–участников до 6000. Активно продолжается процесс контрактования на 2017 г., скоро начнет работу личный кабинет для аптек. Также планируется начать процесс брендирования аптек, в рамках которого аптеки получат возможность использования известных и популярных у населения аптечных брендов.
Конечно же, в прошедшем году произошло много интересных и важных событий, но самым важным для аптечного и фармацевтического рынка я назвал бы сам факт того, что рынок, скорее всего, уже достиг своего дна, и начиная со второго полугодия наблюдаются позитивные тренды, связанные с восстановлением и выходом из кризиса. Уверен, что 2017–й станет годом активного роста, особенно на фоне стабильности рубля.
Дистанционная торговля и доставка в свое время стали двигателем в развитии различных сегментов торговли, будь то промышленные товары, техника, одежда или продукты питания. Уверен, что и для фармацевтического рынка данное направление станет дополнительным толчком к развитию, росту конкуренции, улучшению качества обслуживания и обеспечения доступности цен на лекарственные препараты.
При этом в полной мере должно быть обеспечено сохранение высокого качества обслуживания, лекарственных препаратов и соблюдение всех требований законодательства, включая законы об обращении лекарственных средств и о рекламе.