Экономят даже на том, что доктор прописал
Персонал реагировал на вопросы по–разному. Более раскрепощенно отвечали представители некрупных сетей или частных аптек. В реакции со стороны сотрудников крупных сетевых аптек чувствовалось напряжение, что, вероятно, связано с нежеланием разделять ответственность за выражение общего мнения перед головным офисом своей компании.
Всего в опросе участвовал 21 сотрудник аптечного предприятия, включая провизоров, провизоров–фармацевтов, фармацевтов и заведующих аптеками — все работают за первым столом.
- Аптека ООО "Унифарма", ул. Донецкая, д. 10, корп. 1 — провизор Примакова Людмила Ивановна
- Аптека ООО "Диалог", ул. Донецкая, д. 10, корп. 1 — провизор Киргизов Евгений Викторович
- АП ООО "А–Мега", ул. Перерва, д. 18 — фармацевт Улюмкаева Дуйумкан
- АП ООО "Ригла", Новочеркасский бульв., д. 7 — провизор Плакатникова Вера Николаевна
- Аптека ООО "Агат–ФМ", Новочеркасский бульв., д. 5 — провизор Сурова Юлия Михайловна
- АП №16 ООО "Селена", Новочеркасский бульв., д. 20, корп. 1 — фармацевт–провизор Азалеева Татьяна Борисовна
- АП №13 ООО "Нео–Фарм", Новочеркасский бульв., д. 10, корп. 1 — фармацевт Янина Исаева
- АП ООО "Атланта", ул. Перерва, д. 31Б
- Аптека ООО "Орион", ул. Перерва, д. 8, стр. 1
- АП №630 ООО "Аптека А.В.Е.", Новочеркасский бульв., д. 13
- Аптека ООО "Здоровый мир", ул. Маршала Голованова, д. 11
- Аптека ООО "ИФК Аптеки", Батайский пр-д, д. 63
- Аптека ООО "ТриКа", ул. Новомарьинская, д. 14/15
- Аптека ООО "Солнышко", ул. Братиславская, д. 31, корп. 3
- Аптека ООО "Норма", Перервинский бульв., д. 1
- "Аптека "Форте" ООО (ул. Азовская, д. 24) – 6 чел.
1. Уменьшился ли средний чек? Когда заметили это уменьшение?
- Аптека ООО "Унифарма", аптека ООО "Орион", АП №630 ООО "Аптека–А.В.Е.", аптека ООО "ИФК Аптеки", аптека ООО "ТриКа", аптека ООО "Солнышко", аптека ООО "Норма" (7): "Средний чек уменьшился с наступлением лета. Отмечали колебание в пределах (10–15%), по сравнению с аналогичным периодом прошлого года".
- АП ООО "А–Мега", АП ООО "Ригла", аптека ООО "Здоровый мир", АП ООО "Атланта" (4): "Средний чек уменьшился значительно с апреля 2017 г."
- Аптека ООО "Диалог", АП№16 ООО "Селена", АП №13 ООО "Неофарм" (3): "Незначительное снижение среднего чека, не ощутимо на прибыли".
- "Аптека "Форте": "Нет, средний чек стабилен".
- АП ООО "Агат–ФМ": "Недавно открылись, с наступлением лета после ремонта, пока не с чем сравнивать. Ранее в этом помещении была аптека сети "Аптеки столицы". Удобное расположение, несмотря на жесткую конкуренцию, позволяет надеяться на стабильный финансовый доход".
2. Часто ли бывают отказы по продажам ЛС в связи с его отсутствием в аптеке? По каким группам чаще?
Да — 8.
Нет (редко) — 8
Отказ чаще бывает:
- по противовирусным и антибактериальным препаратам в период простуд, по дешевым аналогам взамен дорогих импортных препаратов;
- иногда появляется дефектура по сезонным препаратам (грипп — противовирусные, аллергия — антигистаминные);
- редко, это связано не с какой–то определенной фармгруппой, а скорее с появлением на рынке новинок;
- в случае, когда спрашивают препараты, не зарегистрированные в РФ.
3. Экономят ли посетители аптек на лекарствах? Если да, то каких препаратов сильнее всего касается экономия?
Согласно ответам практически всех респондентов покупатели стали экономить даже на препаратах, выписанных (рекомендованных) лечащим врачом.
"Пожилые покупатели, прежде чем совершить покупку, обходят несколько аптек" (АП ООО "А–Мега").
"Экономят чаще на противоаллергических, гормональных препаратах, спазмолитических средствах. Не экономят на препаратах для лечения сердечно-сосудистых заболеваний и применяемых в педиатрии (дети — это святое)".
Аптека ООО "Унифарма": "Люди стараются выбирать то лекарственное средство, к которому привыкли, что им знакомо или на слуху".
"Аптека "Форте": "Около 10% населения покупает то, что назначил врач, но если сумма чека превышает 1000 руб., начинают отказываться от каких–то препаратов, ищут замену, просят лекарство подешевле. Обычно выбирают что–то среднее по цене. Поэтому, когда делаем заказ, стараемся выбрать с очень низкой ценой, средней и дорогой оригинал. Можно сказать, что в 70% случаев люди выбирают золотую середину. Безусловно, бабушки всегда берут самое дешевое, но малый процент населения все же предпочитает дорогие препараты, аргументируя это тем, что раз "дорого, значит хорошо".
"Стали чаще выбирать по МНН дешевые аналоги/дженерики"
4. Что чаще всего делают пациенты при покупке лекарств?
- консультируются у первостольника — 13:
"Покупают препарат, не консультируясь в аптеке, если тот хорошо известен, ранее уже принимали в лечении, на слуху по рекламе в СМИ";
- выбирают брендовый препарат известной компании — 8 (было и мнение, что в брендах не многие разбираются);
- изучают инструкцию лекарства — 3:
"Мало, кто читает инструкцию при покупке, к сожалению, это нередко приводит к неверному использованию или приему лекарства";
- интересуются ценой, которая: устраивает — 4, не устраивает — 11;
- во втором случае:
"Ценой интересуются практически всегда";
- чаще спрашивают аналог — 9:
"Если говорить о выборе аналога, то замены — это частный случай. Не все могут позволить себе оригинальный препарат, стоимость которого, как правило, выше стоимости дженерика";
- уходят без покупки — 3;
- берут БАД, что-то другое (гомеопатию) — 2:
"Единичны случаи, чтобы пациент перешел с лекарственного средства на БАД, и уж тем более не с подачи фармацевта"
"По своему опыту могу сказать, что 70–80% населения не ходят к врачу, требует консультацию и постановку "диагноза" у первостольника, аргументируя тем, что "провизор продает препараты и больше знает об их эффективности». Не скрою, многие приходят к нам специально за консультацией, выбирая часы, когда в аптеке меньше людей, чтобы было время поговорить подробно. Если видят очередь, терпеливо ждут. Не раз приходилось слышать, что люди выбирают специалистов, которые умеют консультировать, чтобы "обученные были и не плавали". По моему мнению, то, что предлагает и отпускает первостольник, — это в 70–80% основополагающие факторы продаж. Препараты, о которых узнали из рекламы в различных СМИ, покупают 70% посетителей, а к врачам идут только в экстренных случаях.
5. Как в итоге поступает пациент, для которого критична цена:
- выбирает препарат дешевле — 13,
- отказываются от лекарства — 4;
- ищет что-то для лечения пусть и другого МНН, но аналогичного действия — 3.