20.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
20.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Тема номера

Экспансию новых игроков аптека может и не выдержать

Сегодня, когда фармацевтической деятельностью активно интересуются крупные непрофильные компании, перед каждой аптекой особенно остро стоит вопрос: как укрепить свои позиции?

Каменский Алексей
Коммерческий директор сети аптек "Твой доктор" и "Здесь аптека"

Один из популярных вариантов — активное сотрудничество с теми или иными представителями оптового и производственного сегмента. Начнем с фармпроизводства: на мой взгляд, наличие прямых контрактов у аптечной сети дает возможность получать необходимый ассортимент без участия посредников в лице дистрибуторов, т.е. снижает зависимость от коммерческой политики оптовых организаций (как в отношении аптеки, так и в отношении производства).
Наличие прямого контракта позволяет аптечной организации достаточно гибко (и, еще раз подчеркну, напрямую) выстраивать маркетинговые взаимоотношения с производителем. Это еще один плюс. При этом собственная логистика позволяет выстраивать взаимоотношения с заводами-производителями на необходимом уровне как в части надежности поставок, так и в части подключения ассортимента производителя, не имеющего собственных логистических возможностей.

Из минусов могу отметить тот факт, что любой новый контракт — почти всегда "проект будущего". На начальном этапе сотрудничества необходимо наращивать объемы, а ценовые преференции от производителя получаются, как правило, только после того, как объемы закупки достигнут определенного уровня. Иными словами, какое–то время инвестируется контракт и нет возможности располагать той доходностью, которую предлагает, например, национальный дистрибутор.

Второй минус: ведение контракта — это всегда ресурсоемкое мероприятие. В данном процессе задействовано достаточно большое количество сотрудников из разных подразделений. И вопрос о кадрах приобретает еще большую важность.

Третий минус — необходимость выполнения планов, заявленных в контракте. Именно это является для средних аптечных сетей краеугольным камнем в принятии решения о работе с производителем напрямую.

Активное взаимодействие аптеки с оптовым звеном — это, в первую очередь, вертикальная интеграция. Например, вступление в созданную дистрибутором ассоциацию аптечных предприятий (распространен и вариант, когда оптовая организация учреждает собственную аптечную сеть).
Как мне кажется, из преимуществ подобных объединений нужно отметить наличие у дистрибутора системы прямых контрактов с производителями. Она важна как для аптечной сети, так и для ассоциации. Логистические компетенции, которыми располагает оптовое звено, также будут полезны аптекам–участницам. Свою роль играет и наличие положительной отраслевой репутации дистрибутора в производственном и аптечном сегменте. Наверное, это основные положительные стороны вертикальной интеграции. Из недостатков такого формата отметил бы не всегда ровное поведение ряда оптовых компаний. Или даже, можно сказать, предвзятое отношение дистрибутора к аптечным организациям, не входящим в контур его собственного холдинга. Это может проявляться в разных формах: например, ограничение поставок дефицитных позиций, уменьшение отсрочки платежа, снижение лимита товарного кредита и т.д.

Сегодня положение аптеки становится менее устойчивым, чем ранее. Если коротко, то формат классической аптеки точно претерпит изменения в среднесрочной перспективе и этому будут способствовать как коррективы на регуляторном уровне, так и общемировые тренды.

Поэтому, если говорить о классической аптеке в ее сегодняшнем виде — экспансии новых неотраслевых игроков, — она, увы, может не выдержать.

Вот почему всем нам, как аптечным организациям, необходимо наращивать несвойственные когда-то компетенции в области электронной коммерции, транспортной логистики и т.д. Чтобы выстоять, аптеке нужно получать новые знания и навыки. И, разумеется, развивать основные — ведь именно они и делают ее уникальной.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция
   
   
 
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Б.Н. Башанкаев: аптеке нужен ОКВЭД в сфере здравоохранения
 Мнение специалиста

Об основных задачах взаимодействия с профессиональными объединениями, работающими в области лекарственного обеспечения Комитета Госдумы по охране здоровья,рассказал его председатель Бадма Башанкаев.

Необходима экспертная оценка профильных правовых актов
 Мнение специалиста

Согласно Закону "Об основах охраны здоровья граждан…" фармработники вправе добровольно объединяться в профессиональные некоммерческие организации. Это исключительно необходимо и очень важно: с помощью профессиональных организаций можно решать вопросы, связанные с тем же последипломным обучением специалистов.

Чем может быть полезно аптечное саморегулирование
 Мнение специалиста

Сегодня в нашей стране (согласно данным аналитических агентств) работают более 78 тысяч аптек. Половина этого количества приходится на долю федеральных аптечных сетей.

Как развивался институт фармацевтического саморегулирования
 Мнение специалиста

Первая саморегулируемая организация в фармотрасли возникла 14 лет назад, объявив своей целью борьбу с фальсифицированными медикаментами. Просуществовала она недолго, и результаты ее деятельности сейчас сложно оценить.

Профессиональные объединения усиливают голос каждого
 Мнение специалиста

Как мне кажется, мы привыкли недооценивать роль профсоюзов, пациентских организаций и профессиональных отраслевых ассоциаций, несмотря даже на то, что в их работе есть целый ряд успешных примеров, когда люди, объединенные общей целью, оказывают серьезное влияние на те или иные корректировки нормативно–правовой базы.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция