Еще раз о рентабельности в ходе импортозамещения
Орлов Александр
Заведующий кафедрой экономики и управления Санкт–Петербургского ГХФУ
В 2022 году ситуация противоположная: за одиннадцать месяцев аналогичные показатели составили 111,1% и 109,9% соответственно. То есть темпы роста цен на лекарства не превышают темпы инфляции, в отличие от ситуации двухлетней давности.
Более того, основной рост цен происходил в марте 2022 г. на фоне введения беспрецедентных санкций, повышения стоимости сырья для производства медикаментов, ажиотажного спроса на фармрынке. В дальнейшем с апреля по август, согласно официальным статистическим данным, цены на медикаменты снижались. И только в последнее время они снова начали немного расти.
Также необходимо отметить существенные различия в ценовой динамике между лекарствами, относящимися к перечню ЖНВЛП и подлежащими государственному ценовому регулированию, и лекарствами за пределами данного списка. По информации Росстата, за одиннадцать месяцев текущего года цены на ЖНВЛП выросли на 3,2 %, а на препараты, не включенные в данный перечень, на 14,8%. В минувшем 2021 г. аналогичные показатели роста цен составили 0,2% и 6,4%. Это свидетельствует о достаточно высокой эффективности механизма ценового регулирования.
Для сдерживания роста цен и сохранения доступности лекарственной терапии для пациента, в первую очередь, требуется контролировать повышение стоимости препаратов вне перечня. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо проводить регулярный мониторинг розничных цен на лекарства данной категории, и в случаях, если обнаруживается увеличение "ценника" более чем на 30%, принимать меры госрегулирования, как это отмечено в 60-й статье ФЗ "Об обращении лекарственных средств". Конечно же, одновременно с этим необходимо продолжать развивать механизмы поддержки не только для промышленности, но и для таких сегментов фармотрасли, как аптечный и оптовый.
Что могут сделать для сохранения рентабельности сами представители фармсектора?
Отечественным производителям необходимо стремиться к сокращению затрат, еще более активно осуществлять процесс импортозамещения, наращивать объемы выпускаемой продукции, оптимизировать цепочки поставок оборудования и сырья, а в перспективе – переходить на производство полного цикла. Данная задача также комплексная и требует регуляторных механизмов стимулирования. Ведь эффективное решение задач импортозамещения действительно в состоянии повысить доступность лекарства и лекарственной помощи.
Дистрибуторам же предстоит непростая борьба за рентабельность с другими участниками лекарственного обращения, которые за счет прямых контрактов или сокращения числа логистических шагов пытаются "замкнуть на себя" распределение прибыли. Чтобы сохранить доходность, фармацевтическому опту следует продолжить развитие складской и логистической инфраструктуры, а также усилить тенденцию к диверсификации своей деятельности (осваивая также производственное или аптечное направление). Еще один возможный вариант — поставки продукции парафармацевтики, также относящейся к аптечному ассортименту.
Что касается аптечных организаций, то им важно активнее развивать онлайн-реализацию лекарственных препаратов и готовиться к тому, что данный формат распространится и на рецептурные средства. Как и в случае с дистрибуцией, аптеке важна определенная приемлемая диверсификация направлений деятельности.