Фармацевтическая грамотность должна стать ключевой целью
Алейников Виталий
Совладелец фармацевтического завода "Озон"
По сути, дискриминация отечественного производителя ощущается нами сегодня, скорее, со стороны потребителя-пациента. Он пытается приобрести наиболее дорогой и "наиболее импортный" из доступных конкретно ему препаратов. А аптека в данном случае лишь реагирует на спрос. Хотя, безусловно, как коммерческое предприятие, она так же заинтересована в его подобном формировании...
Исходя из этого, основным инструментом увеличения доли отечественной/доступной продукции в аптеке сегодня, на мой взгляд, должна быть просветительская работа со стороны интересантов подобного увеличения — лиц, руководствующихся в своих поступках только личной выгодой. И если государство — интересант, и с его стороны тоже...
Обозначу мою позицию — у пациента нет экспертных знаний (либо они слабые) в области медикаментов. Поэтому его легко мотивировать на необоснованные расходы, что всегда в интересах рынка. Но со временем (сегодняшнее развивающееся с каждым днем информационное пространство это гарантирует) именно потребитель, именно пациент станет диктовать рынку справедливую цену на лекарства.
А значит ключевой, на мой взгляд, целью государства должно стать формирование (поддержка формирования) подобной "экспертности" — точнее, элементарной фармацевтической грамотности — для каждого гражданина. И развитие отраслевого информационного пространства.
Хотел бы поделиться еще несколькими предложениями, касающимися уже промышленности, и способными, на мой взгляд, значительно улучшить доступность фармацевтических препаратов для пациента.
Во–первых, необходимо справедливое регулирование цен на лекарства. По новой методике расчета вроде как все должно быть существенно лучше, чем раньше (частокол цен на одинаковые препараты, когда импорт дороже отечественного), но все испорчено одной простой оговоркой: установим цены с фиксированным регрессом (а на недорогие продукты — без регресса) от оригинаторов, но не выше сегодняшних... На выходе опять частокол, демотивирующий нашу фарму как экономически, так и морально. Почему в моей стране импортные лекарства — аналогичные моим — можно продавать дороже моих?
Кроме того, существующая методика регулирования цен не учитывает высокую инвестиционную нагрузку на введение маркировки (у "Озона" это — 560 млн руб.). Как окупить эти вложения?
Также методика предусматривает обязательное снижение цен вслед за оригинатором, т.е. дает возможность компаниям-оригинаторам сознательно убивать рынок "старых" препаратов при выводе ими "новых".
Во–вторых, необходимо вернуть бессрочные регистрационные удостоверения на лекарственные препараты.
В–третьих, нужно упростить процедуру маркировки, убрать криптохвост...