Иванова Настасья
Директор ООО "Интер–С Групп"
При этом структура нелекарственного ассортимента в целом остается стабильной: 5-6% продаж приходится на БАДы, 3-4% — на косметику, 8-10% — на другие группы.
В 2007-2008 годах, когда сетевые аптечные игроки начали активно развивать парафармацевтику, эксперты прогнозировали рост нелекарственного ассортимента до 50% за четыре года. В то время в сети "36,6" доля данного сегмента доходила до 43%, в "Ригле" — до 40%, а в портфеле дистрибутора "Протек" составляла 29%. Однако в последующие годы эти показатели, сопоставимые с положением дел в Европе и США, неуклонно снижались, пока не достигли сегодняшнего уровня.
Сокращение доли нелекарственного ассортимента связано с тем, что на контрасте с западными странами в России аптека продолжает устойчиво ассоциироваться с отпуском именно лекарств. Нелекарственную продукцию наши соотечественники привыкли покупать в магазинах или заказывать онлайн. Тем не менее, парафармацевтика по-прежнему вызывает интерес всех представителей фармотрасли.
Наличие такой продукции не только увеличивает ассортимент: в аптеку приходят новые посетители, повышается оборот, растет выручка. Парафармацевтика позитивно влияет на доход организации и на рентабельность ее работы, увеличивая скорость окупаемости аптечного предприятия и снижая риски его закрытия, что особенно актуально в периоды экономических кризисов.
Нелекарственная часть аптечной продукции очень выгодна и пациенту. Во-первых, благодаря стабильному положению аптеки сохраняется доступность полноценной фармацевтической помощи. Во-вторых, вместе с лекарствами можно одновременно приобрести средства ухода за кожей, витамины и минералы, которые также необходимы для профилактики и лечения. Например, масло, защищающее кожу лица при морозе в минус 20°С и ниже, проще всего найти именно в аптеке. Как и термометр для измерения температуры тела, гипоаллергенное мыло, детский крем, эфирные масла для ароматерапии (в т.ч. ингаляций) и т.д.
Значимым недостатком парафармацевтики можно назвать только, как правило, более высокую по сравнению с магазином стоимость тех видов ассортимента, которые могут продаваться и вне аптеки. Получая за счет объема закупок лучшую цену, супермаркеты продают ту же продукцию (например, зубную пасту) дешевле. Аптеки же лишены преимущества в цене, но могут предложить квалифицированную консультацию фармацевта или провизора. Однако лишь небольшая часть населения готова «платить дополнительно» за такую помощь: средние цены на нелекарственный ассортимент остаются выше цен на лекарства, а динамика их роста за последнее время неприятно впечатляет. Покупатель–пациент по–прежнему экономит, отчего аптечный спрос на дорогостоящие лекарства, БАДы и лечебную косметику заметно снизился.
Учитывая падение покупательской способности граждан, можно спрогнозировать, что в ближайшие несколько лет роста продаж парафармацевтики не произойдет. Скорее возможен обратный процесс. Впрочем, в более далекой перспективе соотношение лекарственного и нелекарственного ассортимента может составить 70 к 30.
Нет сомнений, что нелекарственный ассортимент — перспективное направление в работе аптеки, в т.ч. из–за отсутствия ограничений, характерных для медпрепаратов, а также благодаря высокой маржинальности. Однако важно соблюсти баланс между лекарственным и нелекарственным ассортиментом и не рассматривать парафармацевтику как дополнение или нагрузку к медикаментам. При реализации популярных видов такого ассортимента возможно делать акцент на продукции с высокой наценкой.
Многообразие нелекарственной продукции и возможность предложить ее "в связке" являются важным преимуществом. В аптеках давно практикуется система комплексных продаж, когда покупателю, решившему приобрести термометр, предлагаются также витамины для укрепления иммунитета в сезон простуд — действительно необходимая часть домашней аптечки. При продаже зубной пасты — зубная щетка и ополаскиватель (что также логично). При правильном планировании ассортимента и профессиональной организации рабочих процессов парафармацевтика вполне может стать "драйвером роста" для аптечной деятельности. А низкая оборачиваемость нелекарственной продукции будет компенсироваться более высоким доходом.
Сложная экономическая ситуация, в т.ч. ограничение отсрочек платежей со стороны поставщиков, привели к снижению выручки аптек и сокращению размера оборотных средств, что ставит многие аптеки, особенно небольшие, на грань закрытия. В этой связи вызывает интерес законопроект, который расширяет аптечный ассортимент, разрешает реализацию новых видов ассортимента нелекарственного. В предложенном списке — два десятка новых категорий, в т.ч. маски и другие средства индивидуальной защиты, антимикробные средства бытовой химии, профилактические средства, аппараты для функциональных, диагностических исследований и контроля физиологических параметров, спортивный инвентарь.
С точки зрения повышения финансовой устойчивости аптек инициатива кажется своевременной, однако перспективы принятия законопроекта в полном объеме остаются маловероятными. В частности, правовое управление Госдумы предложило сократить предлагаемый список, поскольку аптечная организация не может осуществлять "розничную торговлю товарами неограниченного ассортимента». Появление такого закона, пусть и в урезанном виде, в любом случае станет полезным, хотя и не окажется панацеей. Аптекам придется обучать персонал, выстраивать работу с новыми поставщиками, увеличивать площадь выкладки. Опрос первостольников показал поддержку этой инициативы: среди положительных сторон были названы рост доходов аптеки и зарплат ее сотрудников, повышение посещаемости, увеличение доступности продукции. Среди минусов — дополнительная нагрузка, удар по престижу профессии, потеря уникальности. На мой взгляд, вопрос скорого расширения нелекарственного ассортимента можно считать решенным, хотя видеть на витрине аптеки репелленты от комаров, батарейки, декоративную косметику или средства по уходу за волосами кажется излишним.
Наша компания, как фармацевтический дистрибутор, также имеет в составе своей номенклатуры 20–процентную долю нелекарственного ассортимента. В нее входят отечественные биодобавки с уникальными формулами, леденцы с натуральным соком, природная косметика среднего ценового сегмента, средства для кормящих и будущих матерей, продукция для гигиены и ухода за новорожденными и детьми постарше. Наиболее востребованы со стороны аптек средства гигиены и средства по уходу за лицом и телом.
Несмотря на то, что объемы аптечной реализации косметической продукции (в натуральном выражении) снижаются четвертый год подряд, спрос на наш нелекарственный ассортимент не только остается стабильным, но и показывает рост. Мы с уверенностью смотрим в будущее.
Ведь в отличие от других отраслей не попавший под санкции фармсектор (а вместе с ним и сегмент парафармацевтики) продолжает развиваться. Это подтверждают и данные статистики. В сравнении с девятью месяцами прошлого года реализация аптечного ассортимента значительно увеличилась: для коммерческого (не льготного) отпуска лекарств — на 20%, для парафармацевтики — на 15% (объемы достигли 243 млрд. рублей).