21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Фармация и кадры: возможные решения для современной аптеки

Точных данных о численности сотрудников аптечного сегмента у нас нет (как, предполагаю, нет ни у кого). По оценкам участников фармрынка, эта цифра составляет от 200 до 300 тысяч человек — из расчета 77 тысяч аптек, по 3-4 сотрудника в каждой.

Трибунский Александр
Директор по развитию образовательного портала Pharmznanie.ru

Точно могу сказать, что фармацевтов и провизоров сегодня не меньше 177 тысяч: именно столько слушателей-фармспециалистов зарегистрировано на нашей образовательной платформе.

Достаточно ли такого количества профессиональных кадров? Уверен, что нет. Именно дефицит сотрудников с профильной квалификацией является одной из серьезнейших проблем современной фармации. Особое внимание хотелось бы обратить на острую нехватку фармспециалистов в сельских населенных пунктах и их замещение медицинскими работниками.

Справляться с ситуацией аптекам приходится "точечно", собственными силами. Многие организации вкладываются в развитие своих сотрудников — проводят внутреннее обучение или подготавливают их на специализированных образовательных платформах. Минус такого подхода в том, что приходится тратить время и деньги (а ими в нынешних условиях располагает не каждая компания).

В большинстве аптечных организаций есть также мотивационные программы и бонусы: сотрудников поощряют за выполнение планов. Вознаграждение действительно может быть эффективным стимулом, если система мотивации выстроена правильно и справедливо, а это непростая задача. Нужно затратить время на то, чтобы оценить выбранный подход и внедрить его.

Еще один действенный способ — создать комфортные условия труда. Современное оборудование, адекватная техподдержка, автоматизация — веские основания "держаться" за конкретную аптеку. Однако данный способ требует серьезных вложений и потому не всегда может быть применен в одной отдельно взятой аптечной организации.

И, конечно, важен карьерный рост: если такая возможность есть, специалист не захочет уходить. К счастью, многие аптеки смогли создать перспективы продвижения по карьерной лестнице. Минус этого подхода — в значительных трудозатратах, ведь сотрудников нужно постоянно поддерживать, следить за их профессиональным развитием. Впрочем, издержки есть всегда.

А чтобы привлечь специалистов не только в отдельную аптечную организацию, но и в отрасль в целом, необходимо повышение контрольных цифр приема по специальности "Фармация", и как воздух нужны социальные гарантии в фармацевтическом секторе, важной составляющей системы здравоохранения. И еще давно назрела необходимость ввести новую специальность — "клинический провизор". Это специалист, который проводит фармакоэкономическую оценку использования лекарственных средств в отделениях больниц, выявляет частоту назначения лекарственных средств, сравнивает ее со стандартами медпомощи и делает выводы: насколько рационально проводится фармакотерапия. Это поможет избежать необоснованных трат. Пока в нашей стране не готовят таких специалистов, но уже обсуждалось введение дополнительного обучения по специальности "клинический провизор".

Важно также поднимать престиж профессионального образования, возвращать доверие общества к фармацевтическим работникам как специалистам. Эта задача более абстрактна, чем установление тех или иных гарантий либо мер стимулирования.

Возможно, нужно садиться за стол переговоров и обсуждать и с профессиональными сообществами, и с учебными учреждениями, и с аптечными организациями один из главных сегодня вопросов: как использовать достоинства академического образования, его широту и глубину? Кроме того, необходимо увеличить количество высококвалифицированных, высокопроизводительных и высокооплачиваемых рабочих мест.

Резко отрицательных прогнозов на ближайшие 3-5 лет мы не делаем. В целом ситуация относительно стабильна, но ряд вопросов все же требует решения.

Специализированные
мероприятия