23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

"Фарме–2030" стоит посмотреть на экспортный потенциал

Программа "Фарма–2020" дала мощный импульс к созданию новых производств и разработке лекарственных препаратов в России.

Ефимов Дмитрий
Генеральный директор АО "Нижфарм", старший вице-президент STADA AG

И главный показатель ее успешности — это рост доли отечественных препаратов в общем объеме производства и продаж. Ориентируясь на динамику последних лет, можно с уверенностью сказать, что отрасль приближается к заявленной в программе цели.

Отдельно хотелось бы сказать об изменении отношения населения к препаратам российского производства. В нашем портфеле их достаточно много, и мы чувствуем эти позитивные изменения на своих продажах в том числе. По данным опросов российских потребителей, Россия занимает второе место по доверию как страна–производитель лекарств, уступая только Германии.

Несколько лет назад это было сложно представить. Как вырос уровень российских производственных площадок, так и сработала PR–кампания, направленная на повышение информирования о качестве отечественных лекарств.

В то же время все сложнее становится определить страновую принадлежность препарата невооруженным глазом. Противопоставление "российский — не российский", на мой взгляд, уже не так актуально.

В государственном сегменте конкуренция между импортными и локальными производителями ограничена рядом постановлений правительства, в аптечном же сегменте конкурируют по другому признаку — более эффективные и менее эффективные препараты.

Постановление правительства о «третьем лишнем» повлияло лишь на небольшой сегмент рынка — федеральные госзакупки, круг участников которых не велик. Что касается розницы, то тут влияния мы не чувствуем, коммерческий рынок — это зрелый организм со своими органическими правилами регулирования.

Какие вопросы должна включать в себя программа "Фарма–2030"? Не думаю, что основа программы должна существенно поменяться. В качестве пожелания я бы предложил более внимательно посмотреть на экспортный потенциал российских компаний. Который, безусловно, есть, как с точки зрения самостоятельных компаний-экспортеров, так и включения в глобальные производственные стратегии международных компаний.

Любая гармонизация российских стандартов с международными будет на благо, например, долгожданное вступление России в число стран PIC/S.

Мы сами развиваем экспорт последние 25 лет и практически исчерпали потенциал рынков постсоветского пространства, где уровень лекарственного потребления не так велик. Выходить за его пределы пока не очень получается, но это скорее внутренние ограничения компании, где регионы распределены по кластерной системе.

Будучи частью международного концерна STADA AG, у которого есть свои предприятия и представительства во многих странах, мы не ведем конкуренцию с сестринскими компаниями. Однако имеем возможность через них предлагать свою продукцию, так мы делаем, например, в Германии и Сербии, где продается несколько наших препаратов.

Что касается "единого рынка ЕАЭС", то по состоянию на сегодня есть только единый набор требований, в нашем понимании это нельзя называть "единым рынком ЕАЭС".

О едином рынке можно будет говорить, если будет принято единое регистрационное удостоверение с возможностью лекарственного препарата обращаться на всей территории стран ЕАЭС.

Что касается условий для производства субстанций — в России этот сектор пока находится в зачаточном состоянии, что и является ответом на вопрос об условиях. При производстве субстанций ключевым фактором является эффект масштаба, что позволяет снижать себестоимость и быть конкурентоспособным. Тут можно подождать (вопрос — сколько?) пока российские производители сами прорвутся, а можно помочь им субсидиями.

Безусловно, также важна поддержка клинических исследований. Вопрос — на каких условиях. "Клиника" — самый дорогостоящий этап в разработке инновационного препарата. Сейчас действенных механизмов финансирования практически нет, выделение средств завязано на результатах исследований, а они далеко не всегда предсказуемы, поэтому не многие компании готовы идти на риск.

Будем ли развивать свою логистику? Мы с осторожностью относимся к вертикальным отношениям и не пытаемся выстроить компанию полного цикла с производством субстанцией и собственной логистической структурой. Будучи успешными в своем направлении, не стремимся заниматься не свойственной нам деятельностью.

Специализированные
мероприятия