Фармрозница продолжает консолидационную активность
Летние месяцы для российской фармрозницы проходили относительно спокойно. Законодатели ушли на каникулы, так что громкие заявления если и звучали, то скорее в виде инициатив. Таким было, в частности, предложение обязать аптеки при рекомендациях потребителю отдавать приоритет отечественной продукции. Но и без сюрпризов не обошлось, например, регуляторы в одночасье практически полностью убрали с рынка популярную марку презервативов.
Представителям бизнес–сообщества сложно было оставаться в стороне, во–первых, регуляторам озвучивались встречные предложения, например, ввести нормативы по ограничению открытия новых аптек, во–вторых, делались громкие анонсы. Так примерно с интервалом в месяц топы сразу двух весьма крупных компаний озвучили свои планы в течении ближайших лет открыть по меньшей мере по 3 тыс. аптек. Впрочем, и без этого в отдельных регионах России наблюдалась где–то плановая, а где–то и довольно неожиданная активность в отношении разного рода сделок и альянсов, которая уже приводит к серьезным изменениям, как в региональных топах, так и в глобальном "медальном" зачете.
Правда текущая гонка сетей за лидерство, это еще далеко не финальный забег, большая часть происходящих за последние 2–3 года на рынке изменений скорее напоминает квалификационный отбор по олимпийской системе. Действительно серьезная борьба за "медали" развернется в лучшем случае на рубеже 2018–2020 гг.
Таб. ТОП-15 аптечных сетей по доле на розничном-коммерческом рынке ЛП России
по итогам I–II кв. 2016 г.
№
|
Аптечная сеть
|
Расположение центрального офиса
|
Количество точек на 01.07.2016
|
Доля на рынке по итогам
I–II кв. 2016 г., %
|
ЛП
|
не ЛП
|
рынок в целом, без ЛЛО
|
Классические аптечные сети
|
1
|
АСНА1
|
Москва
|
3 224
|
6,2
|
5,8
|
6,1
|
2
|
Аптечная сеть 36,62
|
Москва
|
1 687
|
4,9
|
3,3
|
4,6
|
3
|
Ригла2
|
Москва
|
1 446
|
4,0
|
5,7
|
4,4
|
4
|
ГК ЭРКАФАРМ (Доктор Столетов и Озерки)
|
Москва
|
320
|
2,6
|
2,4
|
2,6
|
5
|
Аптеки, работающие под брендом Планета Здоровья
|
Пермь
|
1 068
|
2,4
|
1,7
|
2,2
|
6
|
Радуга (включая Первую Помощь)
|
С.-Петербург
|
1 122
|
2,3
|
2,3
|
2,3
|
7
|
ex Имплозия2
|
Самара
|
1 500
|
2,2
|
3,1
|
2,4
|
8
|
Нео-Фарм
|
Москва
|
240
|
1,7
|
1,2
|
1,6
|
9
|
Фармаимпекс
|
Ижевск
|
579
|
1,6
|
1,8
|
1,6
|
10
|
Фармленд
|
Уфа
|
658
|
1,6
|
1,8
|
1,6
|
11
|
Фармакопейка - Твой Доктор
|
Москва
|
659
|
1,5
|
1,9
|
1,6
|
12
|
Вита
|
Самара
|
616
|
1,1
|
1,6
|
1,2
|
13
|
Аптека-Таймер
|
Пермь
|
555
|
1,1
|
0,8
|
1,0
|
14
|
Максавит (включая 36,7С)
|
Н. Новгород
|
249
|
1,1
|
0,5
|
1,0
|
15
|
Мелодия здоровья
|
Новосибирск
|
766
|
0,9
|
1,9
|
1,1
|
Аптечные ассоциации3
|
1
|
Фармацевтическое партнерство
|
Москва
|
2 943
|
6,7
|
4,5
|
6,3
|
2
|
ВЕСНА
|
С.-Петербург
|
643
|
1,1
|
1,8
|
1,3
|
3
|
МФО
|
С.-Петербург
|
450
|
0,9
|
1,2
|
0,9
|
4
|
Аптека.ру
|
Новосибирск
|
13 807
|
0,4
|
1,1
|
0,5
|
1 — АСНА отнесена к группе классических аптечных сетей по причине более глубокого уровня интеграции бизнес-процессов по сравнению с сетями ассоциативного типа 2 — экспертная оценка 3 — позиции аптечных ассоциаций рассчитаны без учета пересечений участников ассоциаций между собой. Данный рейтинг показывает долю рынка, занимаемого объединением аптечных сетей и единичных аптек
|
Источник: RNC Pharma
|