Куренной Александр
Начальник управления взаимодействия со СМИ Генеральной прокуратуры России
Проведенный анализ докладных записок прокуроров субъектов Российской Федерации о результатах проверки исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, лечебными и фармацевтическими организациями законодательства, регулирующего оборот лекарственных средств, а также ценообразование на них за I полугодие 2016 г. свидетельствуют о распространенности нарушений в указанной сфере и ненадлежащем исполнении должностными лицами региональных органов власти названного законодательства.
В нарушение п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.11 №323–ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" региональными органами власти должным образом не организовано обеспечение населения лекарственными препаратами. Например, в Пензенской обл. общая сумма дефицита денежных средств для качественного обеспечения льготных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами составила 92,8 млн руб., в Орловской обл. — 132 млн руб., в т.ч. 56 млн руб. для граждан, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.
Прокуратурой г. Саяногорска Республики Хакасия установлено, что в связи с непроведением торгов несовершеннолетние пациенты, страдающие тяжелыми формами заболеваний и для лечения которых требовалось 4,5 тыс. руб. в день, длительное время не были обеспечены лекарствами. В этой связи прокурор города обратился в суд с заявлением об обязании министерства здравоохранения Республики Хакасия предоставить несовершеннолетним лекарственные препараты.
Ненадлежащее обеспечение лекарствами лиц, страдающих жизнеугрожающими редкими (орфанными) заболеваниями, выявлено прокурорами Забайкальского края, Белгородской, Брянской, Иркутской, Курской обл., Еврейской автономной области и др.
Распространены факты необоснованного отказа медицинскими организациями в выписке пациентам, в т.ч. льготным категориям граждан, необходимых лекарств, большинство из которых являются дорогостоящими (республики Башкортостан, Мордовия, Татарстан, Забайкальский край, Белгородская, Брянская, Иркутская, Курская, Новосибирская, Орловская, Оренбургская обл. и др.).
Прокурором Сердобского р–на Пензенской обл. внесено представление в ГБУЗ "Сердобская межрайонная больница им. А.И. Настина" по факту невыдачи инвалиду 1–й группы рецептов на бесплатные лекарственные препараты в связи с их отсутствием.
Прокурорами выявлены случаи недостаточного обеспечения учреждений лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Оснащение фельдшерско-акушерских пунктов ГБУЗ "Прибайкальская ЦРБ" с. Нестерово, с. Зырянска, с. Котокеля Республики Бурятия не соответствовало стандарту, установленному приложением №17 к приказу Минздравсоцразвития России от 15.05.12 №. 543н. В ФАП отсутствовали укладки для оказания помощи при анафилактическом шоке, остром коронарном синдроме, остром нарушении мозгового кровообращения, желудочно–кишечном (внутреннем) кровотечении, проведения экстренной личной профилактики.
Аналогичные факты выявлены прокурорами республик Мордовия, Татарстан, Тыва, Тамбовской, Мурманской обл.
Вопреки требованиям Федерального закона от 12.04.10 №61–ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее Закон №61–ФЗ) фармацевтическими организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, не всегда обеспечивается минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи (республики Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Татарстан, Карачаево-Черкесская Республика, Забайкальский, Хабаровский края, Астраханская, Кемеровская, Курганская, Курская, Магаданская, Мурманская, Оренбургская, Орловская, Тамбовская, Тверская, Томская, Ульяновская обл. и др.).
Никулинской межрайонной прокуратурой г. Москвы установлено, что в аптечном пункте ООО ТК "Ника" не обеспечено наличие минимального ассортимента лекарственных препаратов, не соблюдаются правила хранения лекарственных средств, несвоевременно регистрируются данные учета температуры и влажности в помещениях. В связи с выявленными нарушениями директору ООО ТК "Ника" внесено представление, возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого юридическое лицо привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 100 тыс. руб.
В нарушение статьи 63 закона №61–ФЗ по-прежнему фармацевтическими организациями завышаются предельные размеры оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Например, в аптечном пункте ООО "Эликсир–М" г. Москвы допускалась продажа лекарственных средств с превышением предельных розничных надбавок от 1 до 6 %. В этой связи прокуратурой Новомосковского административного округа г. Москвы генеральному директору ООО "Эликсир–М" внесено представление, возбуждено 4 дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ.
Практически во всех субъектах Российской Федерации установлены нарушения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, медицинскими учреждениями законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (неправильный выбор способа определения поставщика, нарушение порядка формирования начальной (максимальной) цены контракта, необоснованные отказы в допуске либо неправомерный допуск компаний к участию в торгах, несоблюдение порядка составления протоколов подведения итогов участия в аукционах, сроков размещения информации о заключенных контрактах, отчетов об исполнении контракта, заключение контракта по цене, отличающейся от цены, предложенной победителем, факты неправомерного заключения дополнительных соглашений к контрактам, непринятия мер по предъявлению и взысканию с поставщиков штрафных санкций за несвоевременное исполнение обязательств, несвоевременная оплата работ (товаров).
Прокуратурой Северо–Западного административного округа г. Москвы в ГБУЗ г. Москвы "Туберкулезная клиническая больница №3 им. проф. Г.А. Захарина" выявлены факты отсутствия в государственных контрактах условий ответственности заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. В этой связи прокуратурой округа руководителю учреждения 24.05.16 внесено представление.
Всего за истекший период 2016 г. прокурорами субъектов Российской Федерации выявлено более 8,7 тыс. нарушений в сфере обращения ЛС, с целью устранения которых принесено 23 протеста на незаконные правовые акты, внесено свыше 2,5 тыс. представлений, по результатам их рассмотрения привлечено к дисциплинарной ответственности 1300 лиц, в суды направлено 233 заявления, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 1229 лиц, предостережено о недопустимости нарушения закона более 130 должностных лиц.
В Правительство Российской Федерации 25.03.16 направлена информация о состоянии законности в сфере обращения лекарственных средств, в которой предложено Минпромторгу России разработать меры, направленные на стимулирование процесса производства лекарственных препаратов, а также отечественных фармацевтических субстанций в объемах, достаточных для обеспечения потребностей производителей недорогих лекарств, и Минздраву России обеспечить своевременную государственную регистрацию новых лекарственных препаратов и фармацевтических субстанций.
По итогам рассмотрения данной информации Минпромторгом России совместно с Минздравом России, Минэкономразвития России, Минфином России и ФАС России проработан вопрос о принятии решений по недопущению прекращения производства лекарственных препаратов российского производства нижнего ценового сегмента, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в т.ч. за счет субсидирования производителей фармацевтических субстанций, а также установления особенностей государственного регулирования предельных отпускных цен на указанные препараты.
О результатах настоящей проверки проинформировано Министерство здравоохранения Российской Федерации, которому предложено поручить Росздравнадзору принять дополнительные меры по повышению эффективности контроля за обращением лекарственных средств, а также рекомендовать исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять меры к устранению нарушений законодательства при реализации полномочий в сфере обращения лекарственных средств, надлежащему обеспечению граждан необходимыми препаратами.