24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Главное, чтобы конкуренция была этичной

Подведем некоторые итоги деятельности РААС в 2016 г. Учитывая, что основная задача нашей ассоциации — это конструктивный диалог с органами власти, ФОИВами и с участниками рынка, то этот диалог развивается.

Игнатьева Нелли
Исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС)

Для нас 2016–й — это год демонстрации и признания потребности в консолидации для решения общих лоббистских задач на благо развития нашего рынка. Я благодарю за это неравнодушных участников рынка, которые из наблюдателей переходят в статус участников, формирующих розничный фармацевтический рынок, и тех, кто уже имеет опыт членства.

В 2016 г. нами принят ряд заявлений на вступление в РААС, что увеличило общий ее состав в разы по количеству аптечных организаций за весь период деятельности на рынке и нас, и наших ассоциативных коллег. Это оценка работы ассоциации и доверие, которое нам вместе нужно оправдать.

Главный результат года — в очередной раз нашему профессиональному сообществу удалось приостановить решение вопроса о возможности продажи лекарственных препаратов в продовольственных магазинах. Это нам удается с 2008 г., когда Минпромторг впервые озвучил эту инициативу. С 2012 г. эта инициатива исходила уже от И.И. Шувалова. И с марта 2016 г. страсти накалились, решение вопроса вышло на новый виток, было опубликовано уведомление о подготовке изменений в нормативные акты, разрешающие продажу лекарств в продуктовых магазинах. Наше общее сопротивление остановило этот процесс в 2016 г., но вопрос так и не снят. В планах — продолжать работу над консолидацией и решать, находить компромиссные варианты решения на первый взгляд тупиковых проблем.

По–прежнему извечный для нас вопрос: как выполнить нормы законодательства, которые на практике просто невыполнимы? Почему за отсутствие рецептов наказывают штрафами аптеки, тогда как в аптеки пациенты от врача приходят с листочками бумаги? Кто виноват? И что делать? Из года в год к этой теме проявляют интерес депутаты и предлагают только одно — увеличение штрафа для аптек. Причем размер штрафов теперь достигает 500 000!

Мы на площадке РААС оцениваем законодательные инициативы, нормативно–правовые акты, как действующие, так и на стадиях проектной работы над ними. Как пример, в проекте уже приняты стандарты надлежащей аптечной практики. Так вот, ранее была невыполнимая норма в 150 кв. м для помещений, предназначенных для хранения лекарственных препаратов. РААС предложила исключить эту норму, что и было одобрено ФОИВами.

Наши приоритеты могут меняться с появлением каждой новой публично озвученной представителем исполнительной власти инициативы, но в числе главных задач на 2017 г.:

  • сохранение права продажи лекарственных препаратов исключительно за аптечными организациями;
  • принятие тех механизмов дистанционной торговли, которые будут выполнимы и позволят обеспечить контроль за качеством лекарств.

Те проекты, которые сегодня представлены для обсуждения членам профессионального сообщества (представителями которого и являются ассоциации), предлагают доставку лекарств осуществлять фармацевтическими специалистами. Совершенно очевидно, что это невыполнимо в настоящий момент, — и кадров нет, и все это ведет к удорожанию лекарств.

Что хотелось бы изменить в организации диалога с государственным регулятором? Главное, что этот диалог есть.Регуляторы сегодня открыты к общению с профессиональным сообществом. Наша задача — демонстрировать и доказывать свой профессионализм перед органами исполнительной власти, перед представителями своего сообщества, перед нашими пациентами.

В свое время РААС создавалась с целью внедрения механизмов саморегулирования как на добровольных началах, так и на основе создания законодательной базы в вопросах саморегулирования. Нужно понимать, что саморегулирование — это не панацея, это большая ответственность. В настоящий момент законодательство есть, и опыт в других секторах народного хозяйства (не совсем положительный) тоже известен. На фармацевтическом рынке несколько лет уже есть СРО — две организации с n-летним опытом, повлияли ли они на развитие рынка, — это вопрос. СРО — это в т.ч. и финансовая ответственность за деятельность членов. Готов ли к этому наш рынок? Я думаю, что нет. А вот добровольные механизмы, разумеется, нужно развивать на наше общее благо.

Вернусь к важности принятия проекта НАП, разработку которой РААС инициировала с 2003 г. На площадке ассоциации проводились и научные исследования по данному вопросу. Хорошо, что стандарты приняты, но… поправки к ним появятся. НАП — это правила работы аптечной организации, а правила конкуренции регулируются иными нормативными актами, и эти нормы определены законодательством. Главное, чтобы конкуренция была этичной, чтобы не отбирались помещения, трафики, не занижались бы цены ниже возможных закупочных…

С конкуренцией не нужно бороться, ее нужно развивать, развивая рынок в целом.

Специализированные
мероприятия