19.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024 18+
19.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024
// Тема номера

Главное, чтобы не началась повсеместная экономия

Если система лекарственного страхования будет создана, то, скорее всего, идеологически она будет основываться на той практике, которая уже существует на многих рынках, например, в США, Европе, на Ближнем Востоке.

Ватутина Елена
Генеральный директор компании Pharma.Global

Все работающее население должно оплачивать страховку — самостоятельно или через работодателя. Есть полный вариант страхового пакета, который дает доступ не только к жизненно необходимым лекарственным препаратам, но и к инновационным оригинальным средствам. Есть и более дешевые варианты, в которые входят дженериковые лекарства. Покупатель также может за свой счет приобретать лекарственные средства, не предусмотренные его страховкой.

В России система лекарственного обеспечения также частично работает — это ЛЛО, которое действует в рамках обязательного медицинского страхования. Но, как мы все понимаем, список доступных медикаментов крайне скуден. Необходимо вводить систему лекарственного страхования в полном объеме.

Какие препятствия на пути к этому я вижу?

Первое — отсутствие реестра лекарственных средств, которые смогут получать пациенты. Второе — существующие договоренности и схема работы товаропроводящей цепочки. Третье — современное состояние российской фармацевтической отрасли. А оно таково, что население экономит и отдает предпочтение более дешевым препаратам; продажи в натуральном выражении (в упаковках) сокращаются, прирост в денежном эквиваленте — 4,6% за 2018 г. — таков, что едва компенсирует инфляцию.

Если в таких условиях мы начнем внедрять систему лекарственного страхования, боюсь, это приведет к повсеместной экономии. Будут отдавать предпочтение более дешевым средствам, будут сокращать состав комплексов препаратов, необходимых для лечения определенных заболеваний. В конечном счете, хорошая по своей сути идея не принесет пользу, а напротив, будет работать в ущерб населению.

Еще один вопрос — на кого лягут все расходы?

Страховые компании, которые должны возмещать расходы на лекарственные препараты, будут брать средства у тех, кто платит налоги, — у населения или работодателей. А это предпосылки для роста налогового бремени. В общем, проблемных точек много. Поэтому важно не только заявить о создании системы лекарственного страхования, но и тщательно продумать, в каком формате она будет представлена в нашей стране, тщательно просчитать все риски.

Очевидно, что столь глобальное нововведение коренным образом изменит структуру фармрынка. В Соединенных Штатах, например, в цепочке взаимодействия аптек, страховых компаний и производителей есть связующее звено — Pharmacy Benefit Managers (PBM). Это компании-посредники, которые определяют, какие препараты будут присутствовать на рынке. Они ведут переговоры между остальными игроками о наиболее выгодных условиях, заключают контракты о распространении лекарственных препаратов. С созданием системы лекарственного страхования в России также возникнет потребность в похожих структурах. Но откуда они возьмутся?

Если они будут создаваться на базе регулятора, мы не получим необходимого конкурентного поля. Если на базе медицинских ассоциаций — они не смогут просчитать экономику бизнеса. У страховых компаний пока не хватит компетенции определить, что нужно рынку, а в чем он не нуждается. Если в роли посредников будут выступать крупнейшие дистрибуторы, то это не принесет отрасли никаких позитивных изменений — деньги из правого кармана фактически перейдут в левый.

Сейчас обсуждается идея создания федерального автономного учреждения, которое будет определять потребности рынка в закупках лекарственных препаратов. Возможно, речь идет как раз об аналоге американских PBM. Однако в США таких компаний очень много, лишь 20% из них — крупные игроки, большую часть составляют небольшие фирмы, которые заняты своей нишей. И все это частный бизнес. Если же в России в роли посредников будет выступать один-единственный, да еще и государственный институт, то это путь к монополии и ограничению конкуренции со всеми вытекающими последствиями.

Специализированные
мероприятия
   
АПТЕКА 2024
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Как трансформируется контроль и надзор в фармотрасли
 Мнение специалиста

Титова Жанна

Директор по качеству-провизор ГК «Сантэнс»

Почему необходимо вернуть фармацию здравоохранению?
 Мнение специалиста

Гридякин Владимир

Генеральный директор ООО «Альянс-Фарм», врач

Вопрос о доступности Феназепама для пациентов в аптеках
 Мнение специалиста

Сучкова Елена

Директор по взаимодействию с органами государственной власти, общественными организациями, по обеспечению доступа на рынки России и ближнего зарубежья АО «Валента Фарм»

Маркировка и индикаторы риска: что меняется в оптовом звене
 Мнение специалиста

Власов Гарольд

Управляющий директор фармацевтического 3PL-оператора NC Logistic

Растет число обращений от производителей БАД и медизделий
 Мнение специалиста

Курашева Светлана, Вице-президент по развитию операций ГК «Сантэнс»

Чмелев Владимир, Руководитель департамента бизнес-технологий ГК «Сантэнс»

Волошина Светлана, Ведущий менеджер по продажам CTT ГК «Сантэнс»

Специализированные
мероприятия
   
АПТЕКА 2024