Главное, чтобы посещение врача перестало быть "квестом"
Шульга Ярослав
Руководитель консалтинговой компании Shulga Consulting Group
Настоящая проблема более чем актуальна. И актуальность ее, безусловно, очень многогранная, разноплановая. Здесь и осложнения с ущербом для здоровья индивидуума; здесь и поздняя диагностика тех нозологических форм, которые важно не пропустить на как можно более ранних этапах; здесь "взращивание" резистентной флоры и много–много иных отрицательных явлений.
И, дискутируя о причинах настоящего феномена, как ни странно, я бы обратил взор на наш национальный менталитет. Нередко мы считаем зазорным обратиться к доктору "по пустякам". Нередко мы считаем подвигом и героизмом "переболеть на ногах", пусть и подвергая риску окружающих, но, в качестве компенсации, оставаясь верным профессиональному долгу как минимум в своих же глазах. Нередко мы считаем, что лекарственный препарат безрецептурного отпуска — он для того и существует, чтобы приобретать его без рецепта и без визита к врачу и лечиться самому. Однако указанный менталитет в данном вопросе явно не одинок. Не сомневаюсь, что многие читатели смогут привести примеры, что в их организации в силу ряда причин заболеть, мягко сказано, «не приветствуется» со всеми вытекающими последствиями.
С другой стороны, несмотря на все попытки государственной машины "оптимизировать" здравоохранение, сегодня говорить о том, что визит к доктору — это приятная, удобная и главное быстрая процедура, пока все еще не приходится. Действительно, нередко ситуация складывается именно таким образом, что проще во всех смыслах обойтись без доктора, т.е., минуя дипломированного специалиста от медицины, напрямую обратиться к дипломированному специалисту от фармации. Не будет лишним отметить и тот факт, что за последние буквально 15–20 лет многократно увеличился уровень доступности профессиональной (медицина, фармация) информации для неограниченного числа лиц.
Отыскать медикаментозную схему для облегчения любого состояния, синдрома или симптома? Вопрос решается за несколько минут в любой поисковой системе. Пообщаться с товарищами по несчастью на интернет–форумах, получить "грамотные" советы, поупражняться в самодиагностике сегодня можно, не отрываясь от смартфона. Удобно? Да! Быстро? По сравнению с визитом к доктору — почти космические скорости. И, как это нередко и бывает в любой порочной системе, одна порочная составляющая очень слаженно работает в паре с другой порочной составляющей. В нашем случае доступность информации великолепно соотносится с доступностью медикаментов. "Тяжелая" фармацевтическая продукция — антибиотики, противовирусные средства, лекарства кардиологического ряда и прочие «серьезные» препараты купить не сложнее, чем плитку гематогена.
Сегодня мы видим действия государственных структур, действия нашего профильного министерства, действия регуляторов, направленные на скорейшее решение озвученной проблемы. Мы видим попытки перекрыть чрезмерную и неоправданную доступность фармацевтической продукции, мы видим тектонические изменения в федеральном законодательстве, ужесточение ответственности аптечной розницы.
К примеру, уже появились первые результаты введения контрольной закупки, закрепленной законодательно только с января текущего года. Но хорошо бы и кроме жестких (назовем их "репрессивными") мер не менее эффективно реализовать и такие меры, в результате которых посещение врача перестанет быть увлекательным "квестом". Но это уже меры совершенно иного профессионального и организационного уровня: очевидно, что полноценная реализация на федеральном уровне телемедицинских технологий, облачных решений в области здравоохранения, программ "электронных рецептов" есть дело завтрашнего дня.