26.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
26.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Тема номера

Главное — совершить онлайн–покупку первый раз

Онлайн–торговля лекарственными средствами развивается галопирующими темпами. И это абсолютно точно.

Ходанович Татьяна
Генеральный директор образовательного центра Pharmedu

По данным RNС Pharmа, в первом квартале 2021 года объем онлайн–продаж и бронирования аптечного ассортимента вырос на целых 24% (то есть почти на четверть) относительно того же периода минувшего 2020–го. И это на фоне падающего объема аптечной реализации в целом — минус 6,7%, по данным той же аналитической компании. При этом онлайн-ритейл поставил себе крайне амбициозную планку: до начала 2022 года — завоевать 50% рынка Москвы и 30% рынка в остальных 84 регионах нашей страны…

Трудно не констатировать тот факт, что пандемия перевернула наше представление о дистанционной торговле. Представление не как специалиста, а как покупателя. Сейчас, как мне кажется, львиная доля покупок уже ушла в онлайн. Сама не припомню, когда последний раз была в торговых центрах и приобретала там что-то, включая продукты. Когда один твой ребенок грудничок, второй — первоклассник, и при этом ты ведешь собственное дело, ситуация очень мотивирует использовать по максимуму все возможные дистанционные сервисы.

Раньше многие начинали заказывать онлайн, но не лекарства. Ведь для приобретения лекарственных препаратов через интернет всегда нужно нечто большее, чем даже необходимость, а именно доверие к той площадке, где собираешься приобретать медикаменты. Вопрос качества здесь равен вопросу жизни и здоровья.

А вот после начала пандемии проблема доверия стоит уже не так остро — ведь риски, как выяснилось, возможны в самых разных ситуациях. Поэтому преимущества дистанционного способа стали ярче видны (плюс еще и выгоднее по цене, что в нынешних условиях тоже немаловажно). Ведь главное — совершить покупку первый раз. А потом тревога перед новым и неизведанным отступает, и начинает работать "сила привычки". И велика вероятность, что планы интернет–ритейлеров достаточно реалистичны, несмотря на всю свою амбициозность.

Здесь важно понять, какими могут быть ответы на вопрос: "Почему человек приходит в аптеку?" Фактор номер один — это, безусловно, фармацевтическое консультирование. Грамотные рекомендации плюс участие. Вторым ответом, на мой взгляд, пока еще остается законодательное ограничение приобретения рецептурных лекарственных средств дистанционно. Увидим, как будет развиваться ситуация с рецептурой дальше. Возьмет ли на себя такую функцию "Почта России"? Или же разрешат доставлять всем организациям согласно электронному рецепту?

А пока напомню, что самолечение в нашей стране, по статистике, составляет свыше 75% — что и является драйвером роста для дистанционного формата. Вопрос не в культуре и не в ментальности: потребность в лечении есть всегда, а вот доступность медицинской помощи под вопросом… Плюс мы действительно пытаемся сократить число контактов, и дистанционная доставка лекарств очень помогает в этом. Хотелось бы, чтобы она была все–таки аптечной.

Что касается Яндекса, Озона и других агрегаторов, они тоже агрессивно внедряются в фармацевтический сегмент. Пытаются выстраивать с производителями прямые контракты… Знаю некоторые фармкомпании, которые вышли на контакт с интернет-ритейлерами и даже дали им эксклюзивные условия. Пока продажа лекарств в данном канале у таких предприятий составляет очень низкий процент от общих объемов реализации (в т.ч. относительно специализированных аптечных площадок). Однако они работают в этом направлении. Как показала практика, главное — выстроить бизнес-процессы, все остальное — дело времени. Думаю, в следующем году интернет–ритейлеры точно смогут предложить фармрынку что-то уникальное и составить конкуренцию его сегодняшним профильным участникам.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Б.Н. Башанкаев: аптеке нужен ОКВЭД в сфере здравоохранения
 Мнение специалиста

Об основных задачах взаимодействия с профессиональными объединениями, работающими в области лекарственного обеспечения Комитета Госдумы по охране здоровья,рассказал его председатель Бадма Башанкаев.

Необходима экспертная оценка профильных правовых актов
 Мнение специалиста

Согласно Закону "Об основах охраны здоровья граждан…" фармработники вправе добровольно объединяться в профессиональные некоммерческие организации. Это исключительно необходимо и очень важно: с помощью профессиональных организаций можно решать вопросы, связанные с тем же последипломным обучением специалистов.

Чем может быть полезно аптечное саморегулирование
 Мнение специалиста

Сегодня в нашей стране (согласно данным аналитических агентств) работают более 78 тысяч аптек. Половина этого количества приходится на долю федеральных аптечных сетей.

Как развивался институт фармацевтического саморегулирования
 Мнение специалиста

Первая саморегулируемая организация в фармотрасли возникла 14 лет назад, объявив своей целью борьбу с фальсифицированными медикаментами. Просуществовала она недолго, и результаты ее деятельности сейчас сложно оценить.

Профессиональные объединения усиливают голос каждого
 Мнение специалиста

Как мне кажется, мы привыкли недооценивать роль профсоюзов, пациентских организаций и профессиональных отраслевых ассоциаций, несмотря даже на то, что в их работе есть целый ряд успешных примеров, когда люди, объединенные общей целью, оказывают серьезное влияние на те или иные корректировки нормативно–правовой базы.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban