Главное в сестринском деле — человеческие отношения
II Международный саммит медицинских сестер был посвящен вопросам коммуникативных навыков медицинских сестер, их умению выстроить доверительные взаимоотношения с пациентом. Огромное внимание было уделено проблеме эмоционального выгорания и психологическим аспектам работы. В связи с этим особый акцент в обсуждениях был сделан на клиентоориентированном подходе в медицине и создании модели здравоохранения, в центре которой находится пациент.
"В этом году на Саммите мы обратились к внутреннему миру медицинской сестры и ее взаимоотношению с пациентом. Мы убеждены, что помимо профессиональных навыков не меньшее значение имеют человеческие качества, от этого зависят выздоровление и реабилитация пациента. Наши главные задачи при проведении и организации подобных мероприятий и в целом при формировании образовательных программ – повысить статус профессии медсестры, привлечь внимание к проблемам, с которыми она сталкивается в своей работе. Итоги второго Саммита впечатлили нас: всего за 1 год число участников увеличилось более чем в два раза, а высокий интерес со стороны российского и зарубежного медицинского сообщества говорит нам о том, что мы на абсолютно правильном пути", — говорит Виталина Левашова, директор Высшей медицинской школы.
Саммит привлек повышенное внимание не только со стороны участников, но и спикеров: в этом году большое количество докладчиков самостоятельно выступили с инициативой и представили свои доклады на рассмотрение. В итоге на Саммите выступили известные ведущие специалисты сферы здравоохранения, такие как к.м.н., доцент, декан факультета высшего сестринского образования и психолого–социальной работы, заведующая кафедрой управления сестринской деятельностью и социальной работы Первого МГМУ имени И. М. Сеченова Наталия Касимовская, заместитель директора по учебной работе Медицинского колледжа №1 Зульфира Загретдинова, директор Московского областного медицинского колледжа Саркис Бабаян. Среди иностранных докладчиков: профессор Университета Наварры (Испания) Марибел Сарасибал, и профессор, директор по уходу госпиталя университета Campus Bio-Medico di Roma (Италия) Даниэлла Тартаглини.
Большое внимание на Саммите уделялось теме высшего образования среднего медицинского персонала: "Во многих странах мира медицинская сестра — организатор лечебного процесса. Например, в операционной именно она, а не врач — главный организатор. В России же сотрудники, которые получили высшее сестринское образование, занимают в основном административные посты. Сложно предсказать, насколько быстро и эффективно мы сможем перестроить медицинские процессы, чтобы медсестра смогла быть "в одной линейке" с врачами, иметь те же полномочия и ту же самую ответственность. Но только тогда можно будет говорить о том, что высшее сестринское образование выходит на новый практический рубеж", — считает Виталина Левашова.
Кроме вопросов профессиональной подготовки, затрагивалась и тема дополнительного образования персонала, работающего в медицинском учреждении, а также вопросы проведения тренингов по управлению конфликтом и стрессом для сотрудников, которые смогут помочь медсестрам в профилактике эмоционального выгорания. На одной из секций Саммита участники прошли краткие фрагменты тренингов по клиентоориентированному подходу, типологии и управлению конфликтом. По мнению организаторов Саммита, внедрение такого вида обучения в ЛПУ на регулярной основе будет способствовать улучшению качества общения медперсонала с пациентами и укреплению их взаимоотношений, снижению уровня стресса медицинских сестер.
О современных подходах к подготовке кадров в России рассказала декан Первого МГМУ им. И. М. Сеченова Наталия Касимовская: "Сейчас впервые решилась проблема академического бакалавриата – клиническая практика для медсестер дала нам право готовить их к практической деятельности. Также мы предлагаем разделить специализации: медсестра академическая общей практики, медсестра академическая по паллиативной помощи, по профилактике и по реабилитации, так как демографическая ситуация подтверждает, что эти специализации сегодня необходимы".
Марибел Сарасибал (Испания) и Даниела Тарталини (Италия) особое внимание уделили этическим и моральным темам в работе среднего медицинского персонала, а также рассказали о подходах творческого развития медсестры и важности принципов холизма (всеобъемлющего, целостного подхода) в ее обучении и работе.
Вторая часть Саммита была построена в игровом интерактивном формате, благодаря которому медсестры смогли сразу же применить полученные знания на практике в доброжелательной и творческой атмосфере. Действовало сразу несколько секций: "Инфекционная безопасность пациентов", "Тенденции современного симуляционного обучения. Практика симуляционного обучения в системе ДПО" и тренинг "Развитие коммуникативных навыков медицинских сестер".
В завершение мероприятия все медицинские сестры получили сертификаты участников и подарки, после чего смогли обсудить новые идеи между собой и задать вопросы докладчикам в неформальной обстановке.
Поддержали Саммит и в Министерстве здравоохранения РФ. На мероприятии с приветственным словом выступил представитель Минздрава РФ, директор областного медицинского колледжа №1 Саркис Рафикович Бабаян, он отметил, что "только в системе здравоохранения Московской области задействованы 48 тысяч средних медицинских работников, из них значительная часть — медсестры". "Я абсолютно уверен, что все мероприятия, которые направлены на повышение, с одной стороны, статуса этой профессии, а, с другой, уровня подготовки, безусловно, имеют очень большое значение. Это важный обмен опытом, позволяющий находиться на острие знаний в этом быстро меняющемся мире", — подчеркнул он.
Саммит, уже ставший ежегодным традиционным мероприятием продолжит свою работу, организаторы уверены в острой необходимости развития сестринского дела и повышения престижа профессии медицинской сестры.