"Градус напряжения. Как мы пережили лето? К чему готовиться завтра?"
Таким названием была отмечена пленарная сессия XIX Аптечного саммита "Новая аптечная реальность в России". Впрочем, сама сессия была обозначена в программе мероприятия как "антипленарная". Ведь в ситуации неопределенности об упорядоченности говорить сложно.
Рост простудных заболеваний и отказ от приобретения лекарств
Сегодняшнее положение дел в международной экономике и экономике отдельных стран действительно можно обозначить одним ключевым словом — неопределенность. Она распространяется на все сферы жизни — в большей или меньшей степени. Даже аналитические данные по состоянию фармотрасли, подготовленные AlphaRM, на «антипленарной» сессии были представлены без традиционного итогового слайда о прогнозах.
На первый взгляд, медицине и аптеке проще, чем другим направлениям. Лечение — это то, что стратегически важно в любую эпоху и в любых условиях. А от жизненно необходимого никто не откажется. Но так ли это на практике?
Сегодня даже у предприятий общественного питания ощутимо упала выручка — минус 15% в Москве и минус 8% по регионам, отметила в своем докладе гендиректор AlphaRm Анна Ермолаева. Другой участник "антипленарки" — владелец пермской аптечной сети «Аптека от склада» Николай Шаврин — оценивает падение доходов кафе и ресторанов (в регионах присутствия своих аптек) в среднем в минус 17%, а торговых центров — в минус 40%. Однако и про аптечные организации сложно сказать, что они "в плюсе".
"В период пандемии, наблюдая за работой наших аптек, мы начали составлять своеобразный "индекс заболеваемости". В периоды, когда официально регистрировался пиковый показатель заболеваемости новой инфекцией, обращений за препаратами соответствующих категорий было более 150 в день! В обычные дни — от 10 до 40, — рассказывает Н.М. Шаврин. — Если говорить уже не о трехлетней давности, а о годе нынешнем, то в июне–августе количество посетителей, приобретавших "противопростудные" средства, было близко к нулю. В конце августа потребность в лекарствах, применяемых для лечения респираторных инфекций, вновь начала расти. В середине и конце сентября таких посетителей было уже около сорока в день. А сейчас, в первые дни октября, их уже не 40, а 27. Причем заболеваемость ОРВИ еще явно не идет на спад. Однако рост "простудных" заболеваний "скомпенсирован" не приобретением лекарств. Но надо просто работать "как есть" — и с фармспециалистом, и с посетителем".
Тенденция буквально тревожная — человек отказывается не только от обеда или ужина в столовой (подчас жизненно необходимого и помогающего сберечь силы в ситуации цейтнота), но и от лекарства, которое нужно сегодня и даже сейчас. Мы не говорим сейчас о случаях, когда в домашней аптечке уже есть все самое важное — их не так много, как кажется.
Один человек считает лечение второстепенной задачей в экстренной ситуации, поэтому рискует серьезно навредить себе и близким. Другой — в отчаянии, и потому просто махнул рукой на свое здоровье. И тот, и другой вариант опасен как для конкретного пациента, так и для общества в целом: когда опустились руки, проблемы не решаются, а вот нагрузка на врача и фармацевтического специалиста рискует возрасти во много раз. Причем в достаточно близкой перспективе. И следует предполагать, что востребованы будут не противопростудные, а иные препараты. Значительной же части пациентов понадобятся уже не поликлиники, а "скорая помощь" и стационар.
Впрочем, аналитик Ермолаева отмечает и противоположную тенденцию: в третьей декаде сентября отмечен рост обращений за платной медицинской помощью. Хочется надеяться, что в необходимом стремлении сберечь здоровье — свое и близких — наши сограждане получат поддержку. Ведь отказываться от лекарств и лечения нередко подталкивает ограниченность семейного бюджета.
"Мы не знаем, что будет…"
"Мы привыкли, что наша отрасль устойчива. Но в текущей ситуации все будет меняться, — прогнозирует Эмиль Хубалиев, заместитель генерального директора аптечной сети "Вита" (Самара). — Тем не менее, наши рабочие процессы настроены на долгосрочность планирования".
Роль стратегических ориентиров нельзя недооценивать и сегодня: стараясь выжить здесь и сейчас, важно помнить о той миссии, ради которой это делается.
"Да, сейчас мы не знаем, что будет, — констатирует Александр Шишкин, гендиректор маркетинговой АСНА. — Но из всех кризисов наше объединение выходило "в плюсе". Думаю, что в ближайшее время потребность в таких организациях, как мы, возрастет многократно".
Предположение вполне логичное: именно малые аптечные учреждения во многих случаях – единственная гарантия доступной фармацевтической помощи. А значит, необходимость в профессиональных объединениях по защите и представлению интересов небольшой аптеки в сложные времена не снижается. Напротив, она обостряется.
Но вот стабильности аптечному сегменту по–прежнему недостает. Она скорее относительна. За восемь месяцев 2022-го прирост количества аптек по стране составил 5%, обращает внимание Анна Ермолаева. Однако с естественным развитием он не связан: продолжающееся с 2020 года массовое закрытие аптечных точек в некоторой степени перекрывается столь же многочисленным открытием новых помещений с зеленым крестом. В числе первых по данному показателю — ряд известных региональных сетей-дискаунтеров.
Означенная тенденция продолжается на фоне высокого уровня консолидации в аптечном сегменте. По данным AlphaRM, ТОП–100 аптечных сетей в настоящее время контролируют 72% фармрынка в его денежном выражении. Доля участников, занимающих с двадцать первой по сотую позицию данного рейтинга, в пять раз меньше, чем доля первой "двадцатки": 12% против 60%.
Ситуация настолько переменчива, что в статистике среднемесячной аптечной выручки аналитики учитывают только те аптечные единицы, которые проработали более полугода. При достижении данного срока деятельности аптека считается уже устойчивой.
О денежной массе и "адреналине"
Массовое закрытие аптек — далеко не первая из тенденций, продолжающаяся в фармотрасли с 2020 года. Обусловлена она целым рядом других факторов. Не последнюю роль играет ужесточение правил взаимодействия "дистрибутор — аптека" (во многих случаях сопровождающееся более строгими форматами работы и на участке "фармпроизводитель — дистрибутор"). В настоящее время по вопросам платежной дисциплины оптовое звено также настроено решительно — данная точка зрения также прозвучала. Некоторые спикеры отметили и повышение точности платежей со стороны аптечных организаций. Но…
"Дисциплина платежей повысилась не по той причине, что фармрынок стал чище, а из-за уровня денежной массы, — считает гендиректор сети "Ригла" Александр Филиппов. — "Сидеть" на деньгах и при этом не платить — верх абсурда. А сегодняшние объемы реализации — во многом следствие двух лет "адреналина". Скоро увидим снижение. В период падения и будет видно, кто и как реагирует».
Предположение о спаде кажется, на первый взгляд, неожиданным — скорее, следует предположить ажиотажный спрос. "Будет ли сейчас еще один март?" — предлагает задуматься над вопросом Анна Ермолаева. Ответ отрицательный, уверен гендиректор ФК "Гранд Капитал" Денис Ременяко.
Значительная часть посетителей–пациентов и аптечных организаций смогли сделать запасы медикаментов уже весной. Поэтому всплески потребности в лекарственных препаратах возможны, но они, скорее всего, будут меньше ожидаемых. А значит, влияние других факторов может оказаться более значимым.
Сохранить уникальность аптеки
Одновременно с ужесточением условий сотрудничества "дистрибутор — аптека" повышается и "градус" напряжения в аптечной конкуренции. И, по всей видимости, настолько, что даже представители крупнейших аптечных сетей предлагают задуматься об ограничении количества аптек — в целях сохранения доступности подлинной фармацевтической помощи. Еще раз подчеркнем: речь идет о ситуации в сетевых аптечных организациях "больших форматов".
"Наступил такой момент, что пора вводить некоторые правила ограничения открытия аптек, — убежден Александр Филиппов. — Дошло до того, что один и тот же фармацевт бегает из аптеки в аптеку. Но если набирать сотрудников только на кассу, то чем такая аптечная организация будет отличаться от магазина? Фармацевтической консультации ведь в данном случае нет! Нельзя терять уникальные особенности аптеки как места, где посетитель–пациент может получить квалифицированную помощь и рекомендацию специалиста. В противном случае мы превратимся в магазин или "пункт выдачи".
Свой вклад в изменение аптечной конкуренции вносит и онлайн. Пытаясь сэкономить на лекарствах, за дорогостоящими препаратами многие обращаются к интернет–сервисам. По данным AlphaRM, средний чек при дистанционном приобретении медикаментов в этом сегменте втрое выше, чем в аптеке. Но опять же — растет ли доступность собственно фармацевтической помощи пациенту?
"Лекарства в супермаркете — это доступность лечения, а батарейки для тонометра в аптеке — это хозяйственный магазин? — с горечью иронизирует Александр Филиппов. — Мы, аптечные организации, должны стать полноценными участниками процесса правового регулирования. Иначе за нас все "отрегулируют" неотраслевые маркетплейсы. А мы, как и пациенты, вынуждены будем существовать по их правилам".
Суть вызовов времени в целом ясна. Главное — несмотря на сложность обстоятельств, сохранять выдержку и помнить о стратегических задачах.
"Дополнительную уверенность придает сам факт работы, — подводит итог президент компании "Здравсервис" Дмитрий Сокол. — Сегодня внутри своей профессиональной деятельности важно найти ту определенность, которой не хватает вовне".
По материалам XIX Аптечного саммита (организатор: Trinity events group)