Нифантьев Евгений
Генеральный директор ГК "Нео–фарм", председатель координационного совета РААС
В последнее время участились случаи отбора помещений одними игроками у других. Но даже и к этим условиям многие аптечные учреждения сумели приспособиться. Аптеки все чаще начали заключать долгосрочные договоры, требующие государственной регистрации. Также аптеки стали более ответственно относиться к заключению 11–месячных договоров и взвешивать те риски, которые могут в связи с этим возникнуть. Ведь можно раскрутить аптеку, а через несколько лет оказаться изгнанным каким-нибудь недобросовестным конкурентом.
Увеличение конкуренции существенно меняет аптечные ряды. Многим игрокам не удается адаптироваться, и они сдают свои позиции. Розничный фармацевтический рынок низкомаржинален и высококонкурентен. Но, тем не менее, войти на него несложно. И до сих пор многие россияне считают, что этот бизнес крайне выгоден. Из-за этого появляется большое количество новых аптек и значительно усиливается конкуренция.
Сегодня на рынке есть место как для крупных аптечных сетей, так и для небольших аптек, которые могут объединяться в различные ассоциации, чтобы выжить в кризис и удержаться на рынке. В качестве примера можно привести Ассоциацию независимых аптек (АСНА), которая постоянно увеличивает количество аптек. Еще один пример — ГК "Протек", создающая собственный маркетинговый союз аптек "ПроАптека".
Но у аптечного рынка, помимо конкуренции и необходимости консолидации, есть и другая, не менее значимая проблема. Это различные законодательные инициативы, которые могут нанести урон аптечной отрасли. И вот здесь никто не должен отсиживаться. Нужно объединяться и решать проблемы сообща.
Чем же был отмечен 2016 год? Как ни крути, а на фармацевтическом рынке обращается один триллион рублей. И нет ничего удивительного в том, что иногда представители других секторов рынка обращают на него внимание. Существует проект, согласно которому продуктовым ритейлерам может быть предоставлено право продавать безрецептурные лекарства, причем без получения лицензии, которую, в отличие от них, должны получать аптеки. Понятно, что это может привести к тому, что аптечный бизнес окажется в неравных условиях с ритейлерами и часть аптечных сетей будет выдавлена с рынка крупными игроками.
Ситуация была буквально в полушаге от того, что лекарственные препараты появятся в продуктовых магазинах и будут продаваться в нелицензируемых помещениях. Но участникам рынка и отраслевым ассоциациям удалось объединиться и отправить весьма своевременное письмо в органы власти, которое позволило если не остановить, то, по крайней мере, приостановить этот вопрос.
По некоторым косвенным признакам можно судить о том, что продуктовый ритейл отступил. Например, X5 Retail Group, одна из ведущих розничных российских компаний, и фармацевтическая компания–дистрибутор "СИА Интернейшнл" заключили соглашение о партнерстве, которое предусматривает предоставление приоритетного права размещения на территории магазинов Х5 аптек под двумя брендами — "Да, здоров" и "А`Мега". Думается, такая инициатива была бы невозможна без уверенности тех людей, которые развивают эту аптечную сеть, в перспективах данного дела.
Означает ли это, что аптечная отрасль может расслабиться и не ожидать в 2017 г. каких–либо странных и губительных инициатив? Думается, вряд ли.
В настоящее время в Госдуме РФ находится законопроект "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере здравоохранения". Он предлагает значительно увеличить штрафы за нарушения правил торговли лекарствами, за отпуск лекарств с нарушением предельных размеров оптовых и розничных надбавок, за нарушения лицензионных требований, а также дает возможность контрольно–надзорным органам чаще прибегать к административному приостановлению деятельности. Средний размер предлагаемых штрафов — 500 тыс. руб. На сегодняшний день не каждая среднестатистическая аптека может заработать такую сумму и за год. Это приведет к тому, что вырастет коррупционная составляющая, аптеки будут стремиться договариваться с проверяющими органами.
Также в следующем году, по всей видимости, будет подниматься вопрос по внедрению какой-либо дополнительной маркировки на лекарства, для того чтобы государство имело возможность контролировать коммерческий отпуск на примере единой государственной автоматизированной информационной системы, которая внедрена в алкогольной отрасли. Только вот вопрос: нужно ли аптеки до такой степени контролировать? Когда речь идет об акцизном товаре — это одно, а лекарственные препараты – совсем другое. Сложно сказать, насколько это увеличит цену для конечного потребителя.
Еще звучат инициативы о необходимости ввести тарификацию при ценообразовании на лекарства, т.е., по сути, отменить ценообразование и ввести тарифы. Это логично делать для препаратов лекарственного льготного обеспечения. Но что будет, если такой подход ввести в коммерческий сегмент, кто эти тарифы будет определять и к чему это приведет? А приведет это, скорее всего, к тому, что перестанут продаваться низкооборачиваемые лекарственные препараты.
Также сложно оценить, к чему может привести разрешение дистанционной торговли лекарствами. Фармацевтический рынок, скорее всего, воспримет эту идею на ура, но надо понимать, что в этот сектор придут очень профессиональные игроки — Ozon, "Юлмарт", Mediamarkt и др. ритейлеры, которые смогут претендовать на весьма серьезную его часть.
Игрокам фармацевтического рынка нужно активно следить за всеми законотворческими инициативами. Вместе с отраслевыми ассоциациями бороться с теми из них, которые могут принести вред, и поддерживать инициативы, способствующие развитию отрасли.