17.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
17.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Здравоохранение // Государственное регулирование

ИМН и типовой договор по оказанию экспертных услуг

Типовой договор по оказанию экспертных услуг не относится к административному праву, когда есть отношения соподчиненности. Договорное право является правом равных субъектов, у которых равные права и обязанности. Но рассматриваемый типовой договор не является отношением двух равных субъектов. Попробую обосновать позицию с точки зрения юриста.

Зубков Дмитрий Сергеевич
Ведущий юрист Ассоциации травматологов-ортопедов Москвы

ОБОСНОВАНИЕ

В п. 2 Договора «Права и обязанности сторон» можно увидеть, что у заказчика есть обязанности, но никаких прав нет. Договор, в котором у заказчика нет никаких прав, кажется странным.

Если рассматривать пункт «Стоимость услуг и порядок оплаты», в п. 3.2. есть небольшая неточность. Стоимость и порядок оплаты услуг Исполнителя осуществляется согласно тарифам, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.11.11 №1386н «Об утверждении Методики определения размера платы за экспертизу и испытания медицинских изделий в целях государственной регистрации медицинских изделий и предельных размеров платы за экспертизу и испытания медицинских изделий в целях государственной регистрации медицинских изделий». Но данным приказом не устанавливается порядок оплаты, только стоимость услуг. Договор ссылается на порядок, обусловленный приказом, а в приказе этого порядка нет.

В п. 3.3. пропущен принципиальный момент. Оплата производится Заказчиком единовременно в размере 100% суммы стоимости Договора путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя, указанный в разделе 9 настоящего Договора, в течение 5 рабочих дней с момента выставления Исполнителем счета. Но ни в одной строчке договора нет даты, когда Исполнитель обязан предъявить счет.

В п. 3.4. «Исполнение обязательств» Исполнителем по настоящему договору подтверждается Заключением, составленным в письменном виде и направленным (врученным) Заказчику (уполномоченному представителю), а также подписанным Сторонами актом об оказании услуг. Но само Заключение, еще не подтвержденное, уже является фактом исполнения обязательств. В договоре услуг единственным доказательством исполнения обязательств является качественная услуга.

Если говорить о сроках действия Договора, то в п. 4.1. можно увидеть следующее: «Договор вступает в силу с момента его подписания и действует в течение шестидесяти календарных дней с момента поступления денежных средств на счет Исполнителя. Возникает вопрос: «А если Исполнитель не успевает за 60 дней провести экспертизу, договор выходит из силы и все обязанности Заказчика и Исполнителя аннулируются?» В п. 4.2. указано, что сроки действия настоящего Договора могут быть увеличены или уменьшены по Соглашению сторон.

Если рассматривать Особые условия, в п. 5.1. написано, что объем регистрационного досье, переданного Исполнителю для проведения Экспертизы, считается окончательным. Не допускается истребовать у Заказчика и иных лиц дополнительные материалы и документы, необходимые для проведения Экспертизы. Но здесь не сказано, кем не допускается, к кому не допускается, и почему нельзя истребовать документы, если они необходимы для Экспертизы.

П. 5.3. говорит о том, что несвоевременное предоставление Заказчиком документов или информации, либо возникновение необходимости предоставления дополнительных документов или информации в порядке и в случаях, предусмотренных настоящим договором, дает Исполнителю основания на время, необходимое для предоставления и/или получения таких документов и информации, приостановить исполнение своих обязанностей по договору в части работы по заявке, по которой возникла необходимость получения и/или предоставления соответствующих документов или информации. Не совсем понятно, кто оценивает необходимость представления дополнительных документов или информации. Так же непонятно, откуда взявшийся факт или кем-то придуманная необходимость дает Исполнителю основания на время, необходимое для представления и/или получения таких документов и информации, приостановить исполнение своих обязанностей. И в этом случае Соглашение между равными сторонами опять не получается.

В п. 5.5. говорится о том, что вся ответственность за содержание документов и информации, представленных Заказчиком, лежит на Заказчике. Информация, передаваемая Заказчиком, должна быть достоверной, полной и исчерпывающей. Но что считать критериями достоверности, полноты и исчерпываемости?

Согласно п. 6.5. стороны в случае несогласия одной из сторон могут обжаловать решение одной из сторон в течение 5 дней после выдачи Заключения. Возникает вопрос, кто будет в составе комиссии, могут ли в ней принимать участие третьи лица – например, третейские судьи, представители общественных организаций? В каждом договоре необходимо проработать типовое положение. Может быть, его лучше издать отдельным постановлением, законодательным или подзаконным актом.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Подводя итог, хотел бы внести следующие предложения: договор должен быть договором, а не приказом, т.е. у него должны быть две равные стороны, которые имеют одинаковые полномочия. Второе — должна быть четкая линейная структура времени. В-третьих – должно быть разработано типовое положение «О создании конфликтной комиссии».

О СПЕЦИАЛИСТАХ–ЭКСПЕРТАХ

«Экспертной может быть организация, в которой существует пять и более специалистов, которые имеют стаж пять и более лет в данной области и которые имеют необходимую квалификацию» — выдержка из постановления Правительства РФ от 20.08.09 №689 (ред. от 15.12.12) «Об утверждении Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю». Но в этом же Постановлении нет требований о том, чтобы каждая экспертная организация на своем сайте размещала сведения о данных специалистах. В вопросе отзывов аккредитации, юристы знают, что если у федерального судьи более трех обоснованных апелляций в год, он лишается места, и, по моему мнению, данную практику нужно применять ко всем случаям человеческой жизни.

Когда эксперт совершает несколько ошибок подряд, должны работать механизмы, на время отстраняющие его от экспертной деятельности. В случае получения необоснованного отказа должны быть приняты соответствующие меры. Хотя необоснованность отказа тоже нужно доказать, т.к. право оспорить есть, а механизм еще не разработан, что тоже является законодательным пробелом. Каждая из сторон должна нести ответственность, и экспертная организация должна быть равна двум другим субъектам права в части ответственности за свои действия.

По материалам выступления на Международном форуме «Термолабильные лекарственные препараты и изделия»

Специализированные
мероприятия
 
ПрофМитинг
 
Статьи подрубрики государственное регулирование:
Что мы потеряли в здравоохранении

С критикой здравоохранения и повестки начавшегося сегодня III Национального конгресса «Национальное здравоохранение от Н.А. Семашко до наших дней», 26 октября выступил президент НМП Л.М. Рошаль. В своей пламенной речи он задался вопросом — насколько сегодняшняя Россия сохранила принципы здравоохранения, заложенные Н.А. Семашко? Приводим полный текст речи.

Производственным аптекам - быть!

Эксклюзив 

Недавно в фармацевтическом сообществе возобновилась дискуссия о необходимости возрождения производственных аптек. Всего на аптечное производство в России выдано около 1400 лицензий. Половина аптек ничего не производят, другая — производят в ограниченном количестве. 

Аптеке нужно менять ОКВЭД

Двойственный статус аптечных организаций стал одной из тем форума «ФАРМЛИГА: встреча лидеров». С одной стороны, согласно нормативным актам и требованиям, фармация принадлежит сфере здравоохранения. С другой, в соответствии с ОКВЭД, лекарственная помощь находится в области торговли, где-то рядом с киосками по продаже напитков или косметики.

Клинические рекомендации медицины - основа ОМС

Консалтинговая компания «Право на здоровье» опросила ведущих экспертов здравоохранения на предмет их восприятия роли клинических рекомендаций в системе здравоохранения. Подавляющее большинство считает, что соблюдение этих регламентирующих назначение лечения документов должно быть обязательным.

Общественники просят пересмотреть ЖНВЛП

Общественная организация «Движение против рака» направило письмо в Кабмин, Минздрав и Счетную палату с просьбой назначить повторное заседание Комиссии по формированию перечня ЖНВЛП и изменить решения в отношении лекпрепаратов лорлатиниб, асциминиб, трастузумаб дерукстекан, соторасиб для терапии тяжелых форм рака различной этиологии.

Специализированные
мероприятия
 
ПрофМитинг